«Я бы предпочел, чтобы Соединенные Штаты заняли жесткую позицию. Меня очень удивит, если подтвердятся недавние сообщения, ведь это будет означать готовность США в очередной раз идти на серьезные уступки россиянам. Довольно странная переговорная тактика: Байден показал бы, что делает шаг в направлении Москвы, не успев еще добиться чего-либо от нее на переговорах», — так бывший руководитель польского МИД Витольд Ващиковский (Witold Waszczykowski) прокомментировал новости на тему диалога между Вашингтоном и Москвой.
Напомню, что 19 мая в Рейкьявике состоялась первая личная встреча государственного секретаря США Энтони Блинкена и главы российской дипломатии Сергея Лаврова, предлогом для которой стало участие двух дипломатов в министерском заседании Арктического совета. Подробностей пока появилось мало, но польские политики и публицисты уже бьют тревогу. Собственно говоря, не прозвучало ни единого серьезного высказывания представителей польской политической сцены, в котором завязыванию диалога давалась бы положительная оценка.
В нашем регионе следовало бы стремиться к деэскалации, ведь рост напряженности может выйти из-под контроля и обернуться для нас трагедией. Между тем в Польше преобладает такая риторика, к какой обращаются «Газета польска», Витольд Вашиковский и Патрик Який (Patryk Jaki) (европарламентарий, бывший заместитель министра юстиции, — прим.пер.). Мы слышим не только претензии к США, но и советы, адресованные Германии, которая, согласно этому подходу, не понимает, в чем заключается экономическое сотрудничество с Россией, а также имеет склонность «проявлять снисходительность к Путину». Экс-министр Ващиковский заявляет: «Германия не меняла своего отношения к России на протяжении последних двух-трех веков, они продолжают вести дела, несмотря на очевидные свидетельства преступной сущности политики Путина. Немцы закрывают на них глаза, ставя на первое место бизнес, это дельцы». Такое высказывание (опустим даже вопрос его уровня и стиля) показывает, каким отвратительным недугом страдают наши политики: они верят в свою непогрешимость, считают, что знают настоящую историю, и презирают западных «слабаков». Ведь мы «знаем Россию», а они заблуждаются и вообще ничего не понимают. Такая убежденность в собственной проницательности проистекает якобы из исторического опыта, хотя легко продемонстрировать, что он был не чем иным, как бесконечным сериалом под названием «История глупости в Польше».
Участие в этой опасной игре принимают не только политики второго плана, к каковым сейчас уже относится Ващиковский, но и такие важнейшие лица в государстве, как президент Анджей Дуда (Andrzej Duda) и архитектор его внешней политики Кшиштоф Щерский (Krzysztof Szczerski). Они не стараются сгладить споры и найти новые плоскости диалога, а при каждом удобном случае извергают потоки обвинений в адрес России, призывают Запад занять «жесткую» позицию, выступают в роли крикунов, поддерживающих наиболее провокационные действия дипломатии стран Балтии или Украины, время от времени пытающейся создать ситуацию, которая, как она надеется, заставит западные страны (США) предпринять интервенцию, в том числе военную.
В свое время я уже писал, что в период существования Польской Народной Республики мы находились в очень сложном положении, ведь в случае развязывания войны наша страна рисковала оказаться уничтоженной первой. Сейчас мы знаем, что опасения имели под собой основания: если бы началась война, не Германия или СССР, а именно Польша стала бы главной целью ядерных ударов США. Задумываются ли современные польские политики о том, к чему может привести конфликт между Западом и Россией? Ничего подобного: они продолжают жить пактом Молотова — Риббентропа, реалиями столкновения, повторения которого не будет, воспоминаниями о войне 1920 года, а порой даже о войне Речи Посполитой с Москвой 1610-1611 годов.
В Польше нет кандидата на роль нового Адама Рапацкого (Adam Rapacki), который, руководя дипломатией ПНР в 1956-1968 годах, осознавал, какая нам грозит опасность, и проводил политику, нацеленную на предотвращение военных угроз. Сейчас в здании на варшавской аллее Шуха работают несерьезные политики или люди, не имеющие собственного лица и влияния. Последний раз серьезный руководитель у польского МИД был 30 лет назад, когда этот пост занимал Кшиштоф Скубишевский (Krzysztof Skubiszewski).