Глубоко укоренившееся недоверие между США и Россией
«Если Россия предпримет против нас агрессивные действия, мы ответим».
«Дипломатия взаимна. То же самое можно сказать и о нашей реакции на недружелюбное поведение США. Соединенные Штаты должны исходить из того, что Россия всегда может применить против них зеркальные меры противодействия».
Это часть вступительных заявления на встрече министра иностранных дел России и госсекретаря США, которая только что состоялась 19 мая в Рейкьявике в Исландии. Этот обмен мнениями был не таким резким, как обмен на дипломатических переговорах между США и Китаем два месяца назад. Однако позиция США на обеих встречах может быть охарактеризована, как весьма последовательная: Америка привыкла не ограничиваться только дипломатическими оборотами, но ясно доводить до партнеров свои озабоченности и угрозы.
С другой стороны, и высказывания министра иностранных дел Лаврова — это тоже не простое обозначение ничем не подкрепленных угроз. США и Россия ведут «дипломатическую войну», встречно изгоняя дипломатов противоположной стороны, а российское правительство пошло даже на то, чтобы официально провозгласить Соединенные Штаты «недружественной страной».
Кстати, на данный момент Чехия — единственная страна в списке недружественных стран, помимо США. Чехия выслала 81 российского дипломата в период с 17 по 22 апреля. Причина в том, что в Праге вдруг выяснилось, что военная разведка России (Главное управление Генерального штаба) имело отношение ко взрывам складов с боеприпасами в Чехии еще в 2014 году.
Согласно последним сообщениям, более 100 американских дипломатов, находящихся на работе за границей, получили загадочные заболевания мозга, и есть подозрения, что это тоже работа того же Главного управления.
Следует отметить, что, после встречи с госсекретарем США Блинкеном министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил прессе, что первый раунд «дипломатической войны» между США и Россией был осуществлен Соединенными Штатами еще во времена президента Обамы, и Россия к настоящему моменту уже достигла предела терпения. В связи с этим создается впечатление о том, что американо-российские разногласия действительно подошли к какому-то высшему рубежу.
Была ли полезна встреча Лаврова и Блинкена?
Тем не менее, обе стороны оценили встречу как полезную и обменялись мнениями по различным региональным вопросам, таким как ситуация на Корейском полуострове, вокруг Ирана, Афганистана, Украины, Армении и Азербайджана и ряду других. Трудно сказать, что точки зрения США и Россия в чем-то сблизились, и маловероятно, что на этой первой встрече вообще могли быть достигнуты какие-либо компромиссы или результаты. Скорее всего, стороны просто в комплексе подтвердили свои позиции по широкому кругу вопросов. Однако нет сомнений в том, что сам по себе обмен мнениями между этими двумя странами, имеющими большое влияние на ключевые проблемы международного положения, имеет огромное дипломатическое значение.
Россия в Атлантическом океане, Китай на Тихом океане
Есть некоторые оценки того, что после прошедшей встречи США и Россия попытаются несколько снизить градус противостояния и хотя бы немного улучшить двусторонние отношения, однако понятно и то, что сделать это Вашингтону и Москве будет нелегко. Соединенные Штаты продолжают углублять свой конфликт с Китаем как со своим единственным «принципиальным конкурентом», но они не намерены и смягчать свою позицию и в отношениях с Москвой. Россия остается для США и Запада главным врагом, в том числе в вопросе Украины и противоракетной обороны. Однако во время холодной войны Советский Союз был крупной державой, которая соединяла запад и восток Евразиии и находилась в конфликте с Соединенными Штатами как в Атлантическом, так и в Тихом океанах. Однако в последнее время влияние России в Тихом океане относительно ослабевает. Напротив, Китай в Тихоокеанском регионе значительно укрепился. То есть, если брать мировой расклад сил в целом, что получается, что Соединенные Штаты имеют сильных врагов как на Атлантическом, так и на Тихоокеанском направлениях. Только если на первом им по-прежнему противостоит Россия, то на втором в качестве главного врага США Россию заменил Китай.
Крах стратегической стабильности в Азии?
Проблема состоит в том, что стратегический военный потенциал России существенно не изменился. Напротив, Москва активно осуществляет модернизацию своих вооружений, в том числе стратегических. На ежегодном совещании руководства российских вооруженных сил в конце прошлого года Путин заявил о необходимости качественного повышения боеготовности ядерных сил страны и сохранения у нее стратегического преимущества.
Вдобавок к этому Китай в настоящее время Китай активно и даже агрессивно выдвигается в Тихий океан и завоевывает здесь стратегические позиции. Другими словами, в Тихом океаном США и его союзники должны противостоять военной мощи Китая в дополнение к России. Фактом остается то, что по своему стратегическому потенциалу, включая ядерное оружие, Китай пока сильно отстает от США и России. Количество ядерных боеголовок в США и России составляет около 6000, а в Китае — максимум 350 (данные Федерация американских ученых). Однако, если ограничиться рассмотрением только Восточной Азии и восточной части тихоокеанского региона, мы можно сказать, что стратегический баланс сил здесь постепенно меняется в пользу России и Китая, и сдерживание их экспансии Соединенными Штатами уже едва ли обеспечивает стабильность в регионе.
На Северном полюсе увеличивается неопределенность
Еще одним регионом, заслуживающим в настоящее время самого пристального внимания, становится Арктика. Под арктическими льдами находятся воды, которые до сих пор представляют собой линию фронта американского и российского стратегических атомных подводных флотов. Встреча глав дипломатических ведомств России и США проходила в рамках заседания министров иностранных дел Арктического совета, в который входят восемь стран, расположенных в арктическом регионе (помимо США и России — это Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия). Сам Арктический совет занимается прежде всего такими вопросами, как изменение климата, экологические проблемы и права коренных народов, и не обсуждает вопросы безопасности. Однако 19 числа, когда проходил Арктический совет, президент Байден присутствовал на выпускной церемонии Военной академии береговой охраны, и, в своем выступлении явно целенаправленно коснулся темы Северного ледовитого океана, заявив, в том числе, о том, что здесь традиционные нормы морского права сталкиваются с провокационным поведением Китая и России.
Действительно, под влиянием глобального потепления возможности использования Северного Ледовитого океана расширяются, а конкуренция за освоение Арктики будет усиливаться. Помимо США и России, в борьбе за национальные интересы в Арктике планирует участвовать Китай. В результате напряженность в регионе возрастает.
Изменение климата безопасность. Какой здесь может быть роль Японии?
Кстати, Китай, а вместе с ним Япония и Южная Корея участвуют в Арктическом совете в качестве наблюдателей. Как упоминалось выше, Арктический совет занимается вопросами изменения климата, проблемами окружающей среды, благосостоянием коренных народов и т.д. Но если в будущем конкуренция в Арктике усилится и возникнут конфликты интересов в арктических водах, то нельзя исключать и того, что Арктический совет может стать ареной острых политических споров.
Однако растущее использование Северного Ледовитого океана и проблема изменения климата находятся в противоречивых взаимоотношениях. В арктических зонах вечной мерзлоты, прежде всего, в России и Канаде, а также на дне арктических морей залегают огромные запасы метана в виде его гидрата, (метангидрата, который имеет парниковый эффект в 20 раз более сильный, чем углекислый газ).
Если этот метан попадет в атмосферу, то окружающая среда в арктическом регионе и вообще на планете сильно изменится. Так проблема изменения климата связана с вопросами безопасности Если Арктический совет из органа, сберегающего экологию Земли, превратится в орган достижения странами-участницами своих узких национальных интересов, это будет весьма трагично.
Представитель Японии в ранге посла по особым поручениям принимает участие в заседаниях Арктического совета в качестве наблюдателя. Воспользовавшись своим вкладом в научные исследования в полярных регионах, Японии необходимо активно участвовать в дискуссиях о судьбах Арктики с точки зрения окружающей среды и изменения климата, а также внимательно следить за перипетиями конкуренции в арктическом регионе между Соединенными Штатами, Китаем и Россией.
____________________________________________________________________________________________________
Ёдзи Камэяма — эксперт по России, бизнесмен и консультант-исследователь. Окончил Токийский университет. 15 лет работал в российском отделе японского МИДа. Дважды побывал в длительных загранкомандировках в посольстве Японии в Москве. Часто печатается в японских аналитических журналах.