По-прежнему невыполненными остаются наши задачи, связанные с безопасностью Чешской Республики. Речь идет как о реальном наказании тех, кто совершил вооруженное нападение во Врбетице, так и о защите государства от гибридных ударов со стороны России, с помощью которых Кремль пытается сократить ущерб от разоблачения собственных операций. Россию все еще не наказали за теракт как следует, и она практически вышла сухой из воды.
Ключевые элементы нашей безопасности нужно контролировать и стимулировать, сохраняя их эффективность и повышая нашу устойчивость к недружественному давлению. Кроме того, нам следует работать над контрударами, делать их более ощутимыми для агрессора. Нужно понимать, что если мы не накажем его, значит, наша оборона дала сбой. Тогда агрессор решит, что можно продолжать действовать точно так же без угрозы мести или наказания.
Политика в отношении России
Самое важное — наказать преступника. Судя по всему, нам удалось ограничить работу недружественных российских разведывательных и военных служб, сократив их штат в Чехии, но полностью искоренить их нам не удалось. Мы должны ясно дать понять Кремлю, что эта история еще не окончена. За отъездом их дипломатов и агентов в конце месяца еще может последовать полное закрытие посольства, если Россия не пойдет на всестороннее сотрудничество в расследовании этого дела.
Жалкая попытка России уйти от ответственности, включив Чехию в список каких-то там недругов, в котором только мы и США, не может и не должна нас останавливать.
Еще один важный шаг — расчет и взыскание компенсации за ущерб. Пока нынешнее правительство не решилось на это, и большая часть граждан, пожалуй, с недоверием относится к его действиям в этой истории. Тем не менее стоит заранее объявить, что будущие победители на выборах потребуют компенсации и будут добиваться ее взыскания.
Если вероятная коалиция партий «Пираты», СТАН и «Вместе» этого не сделает, значит, в важнейшем вопросе национальной безопасности они ничем не отличаются от нынешней коалиции АНО, «Чешской социал-демократической партии» и «Коммунистической партии Чехии и Моравии». Хотя я надеюсь на лучшее. В ходе предвыборной кампании ее участники должны взять на себя обязательство довести дело Врбетице до конца, и это важно, в том числе, для наших союзников по НАТО и партнеров по ЕС. Мы должны продемонстрировать волю к самозащите и нашу решимость поддерживать жесткую политику Европейского Союза в отношении Кремля, чтобы тем самым помогать тем, кто подвергся или постоянно подвергается его гибридным нападениям.
Также важно выдать ордер на арест совершивших нападения, в результате которых погибли двое наших граждан, а также был грубо нарушен наш суверенитет. Мы должны добиваться их выдачи всеми средствами. Не выдавая их, Кремль признает свою вину и свою ответственность за приказ к нападению. Все это значимые для нашей безопасности и взаимоотношений вехи. Немаловажно и то, что те же самые агенты, по всей видимости, нападали на наших союзников.
Союзники и партнеры
То, как ситуация будет развиваться после выборов, если нынешнее правительство уйдет, должны понимать наши важные союзники. Во-первых, это Великобритания. Она внесла большой вклад в дело Врбетице, когда мы сами совершили оплошность и оказались в собственной стране под давлением отечественной пятой колонны, которая пыталась замять дело в обмен на жалкий суррогат, обесценивающий нашу оборону и суверенитет (вакцина «Спутник V» и саммит Байдена и Путина в Праге).
Во-вторых, это Германия, где после ухода Ангелы Меркель произойдут серьезнейшие изменения в правительстве и смена политических поколений. Германия должна понимать, почему мы хотим ввести жесткий курс для защиты от Кремля, который, кстати, соответствует и интересам Германии (в ее стратегических концепциях Россия названа главным врагом).
В наших интересах, чтобы Германия активно поддерживала нашу политику в отношении России в рамках проекта «Северный поток — 2» (раз уж она его реализует), поскольку благодаря ему Россия будет очень зависима от денег ЕС. Берлин более внимателен к восточной политике, чем южные союзники или Франция, и в наших интересах участвовать в формировании политики безопасности. Кстати, в Германии Россия тоже проводила свои операции и применяла насилие.
Мы должны уверенно добиваться того, чтобы Россия ощущала нашу активную оборону и у себя дома. Для этого стоит провести консультации с США о возможности участвовать в работе «Радио Свободная Европа» (внесена в реестр СМИ-иноагентов — прим. ред.). Нужно также подумать о собственных способах обращения к российской общественности, которой мы могли бы разъяснить нашу политику, подход к взаимоотношениям и события у нас. Необходимо вещание на русском языке, чтобы русские, проживающие в нашей стране, в Европе, а также в России, лучше понимали нашу позицию и то, почему мы поступаем именно так, а не иначе.
Это задача для нового правительства после выборов, и оппозиция могла бы принять участие в ее выполнении. От нынешнего правительства я не жду ничего подобного. Даже в отношении «Радио Свободная Европа», которое базируется у нас.
Внутренние разногласия как барьер
Некоторые члены правительства и президент отрицают российский удар в Врбетице, тем самым мешая активному и столь важному сотрудничеству с союзниками при расследовании этого дела, хотя оно имеет международный масштаб. Насколько слаженно действует эта «связка» стало понятно, когда чешское правительство и администрация президента попытались вместе замять дело и пойти на сделку.
В такой ситуации, например, посол Великобритании в Чехии Ник Аршер вмешался в нашу внутреннюю дискуссию о безопасности, что весьма необычно. Без распоряжения Лондона он не пошел бы на этот шаг. Поэтому ситуацию необходимо обдумать и больше не рисковать доверием союзников к нам.
А ведь нам непросто было вселить в наших союзников веру в нашу способность сохранять и отстаивать такие ценности, как суверенитет, демократия и правовое государства. Мы работаем над этим с 1990 года дома, в среде союзников, в сотрудничестве с разведывательными службами, в рамках военных миссий и в вооруженных конфликтах, где нашим военным и дипломатам удалось чего-то добиться, во внешних сношениях и международных организациях.
Жители нашей страны давно и стабильно поддерживают наше членство в НАТО, а также доверяют армии, спецслужбам и, наконец, органам юстиции и полиции. Нельзя играть ва-банк и вызывать сомнения насчет того, не распространилось ли российское влияние на самые важные вопросы безопасности. Нельзя забывать, какие усилия прилагаются для того, чтобы запятнать наших союзников и нашу роль в союзнических и миротворческих операциях (этим занимаются некоторые политики и партии) и нарушить наши партнерские связи.
Хорошо, если бы во имя нашей политики безопасности мы делали для Чешской Республики столько же, сколько сегодня делает, например, Израиль (на билатеральном и союзническом уровне). Разве не хотим мы сами защищаться так, как помогаем это делать нашему союзнику? Решительно, бескомпромиссно, смело и даже с применением военной силы?
Гибридные операции у нас
Российское нападение на Врбетице унесло жизни наших сограждан и нанесло большой материальный ущерб, но при этом даже через несколько месяцев согласия по данному вопросу нет. А это лишнее доказательство того, насколько разобщена наша политическая элита, даже когда речь идет о принципиальном деле — обороне от вражеского нападения.
Давайте наконец спросим с ответственных. Скажем, нужно спросить у министра юстиции, откуда она взяла несколько следственных версий взрывов в Врбетице, на которые ссылался президент Милош Земан. Доказательств она пока не представила. Может, она просто ввела президента в заблуждение?
Полиция и исполняющий обязанности генерального прокурора однозначно и неоднократно повторяли, что версия одна. Это Россия совершила нападение. Ушедший в отставку генпрокурор сообщил о давлении со стороны Бенешовой, и нет сомнений, что речь шла о расследовании событий в Врбетице и ее лживом заявлении о нескольких «нерусских» версиях следствия. Ложь, давление на подчиненных, введение в заблуждение главы государства? Не слишком ли много?
Бенешова либо представляет доказательства, либо ей нечего делать в правительстве. Дадим ей максимум неделю, а парламент должен провести интерпелляцию или особое заседание. Тут нужно привлечь и премьера, который до сих пор занимался политическим жульничеством. Причем совершенно неважно, озабочен он тем, что министры его правительства врут, или нет.
По словам президента и глав спецслужб, Ян Гамачек, зампред правительства, а также министр иностранных и внутренних дел на тот момент, действительно собирался с Москву на переговоры о вакцине и саммите в Праге. По всей видимости, он надеялся получить их в обмен на урегулирование дела или на замалчивание российской ответственности за вооруженное нападение на нашей суверенной территории.
Гамачек по-прежнему отрицает это и приводит совершенно недостоверные аргументы. Конечно, все это вредит не только правительству и партии социал-демократов, но и нашему государству, так как подрывает и расшатывает его. Кроме того, подтверждается гипотеза о том, что Гамачек отправил в отставку министра иностранных дел Петршичека не в результате выборов в социал-демократической партии, а потому что тот мешал ему торговаться с Кремлем, а значит, мешал и президенту ЧР.
Подобная версия объясняет и некоторые кадровые перестановки. Трудно себе представить, как Гамачек видит собственное будущее, а также будущее партии социал-демократов и правительства. Но речь идет о принципиальном вопросе — отношении к суверенитету страны. Отдельный разговор — это все более непоследовательное и нервное поведение Града и президента Земана лично. Вспомните хотя бы жалкий бойкот, который он объявил некоторым СМИ.
Как о нас говорят в России
Количество полуправды и дезинформации, транслируемой президентом и его администрацией, говорит о том, что ситуацию они не контролируют. Видно, как сам Милош Земан от этого нервничает. Возникает вопрос, насколько он вообще способен выполнять свои функции в качестве президента Чешской Республики, выбранного ее гражданами?
Президент и его администрация отрицают, что были вовремя ознакомлены с информацией от полиции и спецслужб насчет российского нападения. Верится с трудом. Одно это уже причина для Национального управления безопасности проверить, как в офисе президента обращаются с секретной информацией и кто с ней работает. Ведь администрация получила информацию раньше правительства и могла манипулировать ситуацией, в том числе влияя на намерение Гамачека поехать в Москву.
После обнародования фактов глава государства отложил на неделю свое заявление о российском нападении на Врбетице, а также попытался оправдать «сделку» с Кремлем. Наконец, российские государственные СМИ немедленно отреагировали на выступление Земана, который поставил под сомнение российскую ответственность за удар. Подобное невозможно не заметить и игнорировать, и все это многое говорит о безопасности страны и деятельности главнокомандующего. Мы все еще контролируем ситуацию?
Нужно без эмоций и нервов обдумать, как законно помешать явно сотрудничающим с врагом парламентским партиям «Коммунистическая партия Чехии и Моравии» и СПД, которые открыто поддерживают российские интересы и версию России. Через эти партии виновник влияет на происходящее в парламенте, на политику и законодательство. Нужно хотя бы громко заявить об этом, раз мы не хотим по суду запретить эти партии.
В проведении гибридных операций внутри нашей страны участвуют и многие чешскоязычные СМИ. Их список известен. Правительство явно уже не способно активно противостоять этим нападениям и бороться с ними. Конечно, трудно это делать, когда в дезинформационной деятельности и обмане участвуют некоторые члены правительства. Поэтому в предвыборный период основной груз борьбы с этим явлением ложится, прежде всего, на независимые СМИ и журналистов.
Чего нам не хватает в отечественном информационном поле, так это знания и понимания того, что о нас говорят и пишут российские СМИ во внутреннем поле России. Насколько российских граждан настраивают против рядовых чешских граждан? Насколько подрывают доверие к ЧР, сомневаясь в нашей правоспособности и способности управлять страной самостоятельно? Насколько активно рядовым россиянам внушают имперские амбиции, чтобы они поддержали Кремль в его стремлении вернуть себе доминирующую позицию в Центральной Европе.
А ведь мы должны очень внимательно следить за своим врагом и его пятой колонной и знать их, поскольку нас они не щадят и щадить не собираются. Будем надеяться, что в обозримом будущем кто-нибудь в наших СМИ займется освещением российской внутренней политики и обсуждением нас.
Как действовать дальше
Первое. Если правительство не откажется от своей нынешней позиции по Врбетице, то оппозиция должна вмешаться и сформулировать программу действий в случае победы на выборах. Об этих планах должны знать избиратели, чтобы они могли решить, кого выбирать.
Второе. Защита от России — вопрос не сиюминутный, а долгоиграющий, и поэтому нужно, чтобы эту тему затронули в программных документах баллотирующихся коалиций. Нельзя обойтись только общими фразами и формулами о НАТО. Нужны конкретные шаги и планы на следующий срок.
Третье. Даже в сложившейся ситуации парламент, включая сенат, должны задавать до сих пор остающиеся без ответа вопросы всем, кто имеет отношение к этому делу и на кого возложена ответственность. Нужно обсуждать все шаги, направленные на нашу оборону и санкции против агрессора, как во внутренней, так и во внешней политике.
Четвертое. Важно, чтобы избиратели поняли, какой выбор им предстоит в октябре и кто может отстоять наш суверенитет, а кто, напротив, готов его продать.
Пятое. Нужно ясно дать понять, что любой, кто ослабляет нашу оборону или запугивает тех, кто борется за нашу безопасность, будь то журналист, гражданский активист или чиновник, совершает уголовное преступление. Такими людьми должна заниматься прокуратура и карать их.
Шестое. В подобной ситуации нельзя передавать решающие полномочия Милошу Земану, например, голосованием о доверии правительству. Это ошибка, сопоставимая с отставкой демократических министров в феврале 1948 года. Правительство Андрея Бабиша обязано действовать в интересах нашей безопасности и суверенитета. То есть добиваться наказания преступников в деле Врбетице.
Нужно склонять правительство к этому всеми средствами, несмотря на все его принципиальные ошибки во время пандемии и опасные компромиссы с президентом Земаном. Давайте не будем снимать с правительства ответственность и передавать власть в ненадежные руки. Это важно и нам, и нашим западным союзниками. Действовать надо наоборот: нужно постепенно укреплять наш суверенитет и безопасность.
Иван Габал — социолог. В 1989 году был одним из основателей Гражданского форума, создал и возглавлял Аналитический комитет Канцелярии президента Вацлава Гавела (1991 — 1992 год), заседал в палате депутатов (2013 — 2017 год), занимался анализом практических проблем в общественном и частном секторе и их решением.