Извечные темы
Несмотря на то, что Путин и Лукашенко контактируют на уровне президентов уже более двух десятков лет, ключевые экономические вопросы, которые обсуждаются в ходе переговоров, практически не меняются. В первую очередь, они касаются условий поставок в Белоруссию российских энергоносителей. В прошлом году, напомним, именно эти темы создавали много проблем в отношениях между двумя странами. В первом квартале 2020-го Россия отказывалась Белоруссии продавать нефть на белорусских условиях, а во втором официальный Минск отказывался платить за газ из Ямала на российских условиях. Поэтому неудивительно, что потенциально проблемные нефтегазовые вопросы обсуждались на переговорах в Сочи.
«Правительства очень серьезно проработали этот вопрос, и как минимум мы договорились, что никаких вопросов с поставками нефти не будет. России это выгодно… Нет никаких проблем с поставкой природного газа. Сколько надо — столько и надо», — подчеркнул Лукашенко, выступая на совещании в минувший вторник. По его ощущениям, Беларусь сможет покупать в России газ в 2022 году «не выше стоимости этого года» (128,5 доллара за тысячу кубометров).
Судя по заявлениям белорусских властей, удалось во время переговоров с Москвой прояснить и другие важные вопросы, а именно — договориться о получении второго транша госкредита России (500 миллионов долларов) до конца первого полугодия и о компенсации за российский налоговый маневр, который больно бьет по Белоруссии.
«По налоговому маневру мы нашли развязки. Даже не мы, а правительства, мы просто это согласовали и утвердили. Дальше будем вести диалог и договариваться», — сказал Лукашенко на совещании во вторник.
Ранее, напомним, российские власти увязывали тему предоставления компенсации Беларуси за налоговый маневр с углублением экономической интеграции, которая среди прочего предполагает унификацию налогового законодательства. Сейчас белорусские власти заявляют, что касательно налоговой политики, «речь идет о сопряжении двух систем, все будет на равных условиях».
Переговоры состоялись, вопросы остались
В общем, судя по официальным заявлениям, Белоруссии удалось договориться с Россией в целом по ключевым экономическим темам. Однако вопросы, которые касаются частностей, остаются.
Во-вторых, что касается унификации налоговой политики Белоруссии и России, то не ясно, на каких условиях будут сопрягаться налоговые системы двух стран.
В прошлом году МНС выражало беспокойство по поводу сближения национальной налоговой системы с российской. Напомним, год назад в публичном пространстве появилось письмо МНС, в котором речь шла о том, что российское правительство «активно продвигает предложения» о переводе белорусских информационных систем, применяемых в Белоруссии в сфере фискального контроля, на цифровые платформы России.
МНС Белоруссии видело угрозу в том, что «на основе доступа к информации по всей цепочке движения товаров, в том числе об объемах ввоза и экспорта товаров, участниках оборота, формировании добавленной стоимости, уровне маржинальности» российское правительство, а также отдельные российские компании узнают коммерческую информацию о финансово-хозяйственной деятельности белорусских предприятий. Реализация российских подходов — это шаг к частичной утрате налогового суверенитета Белоруссии, отмечали эксперты.
Наконец, третий вопрос, который касается белорусско-российских переговоров в Сочи, связан с позицией России относительно итогов встречи Лукашенко и Путина.
Если официальный Минск уже анонсировал договоренности с Москвой по ключевым вопросам, то официальный представитель Кремля Дмитрий Песков к настоящему времени лишь подтвердил выделение Белоруссии 500 миллионов долларов. А какой будет позиция Москвы по другим чувствительным темам?
Захочет ли Россия сближаться с сегодняшней Белоруссией?
По мнению белорусских экспертов, официальной информации пока недостаточно для того, чтобы сделать вывод о готовности России предоставлять Белоруссии экономические плюшки. «Нужно дождаться подтверждения от России в части того, что именно она готова сделать, идя навстречу Белоруссии, поскольку ранее заявления официального Минска о готовности Москвы предоставить компенсацию за налоговый маневр не подтверждались», — отметил в комментарии для БелаПАН старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб.
Схожего мнения придерживаются и другие эксперты. «С российской стороны официальных подтверждений того, что компенсацию за налоговый маневр Беларусь получит, пока нет. Поэтому стоит дождаться официальных комментариев, чтобы понимать готовность России идти навстречу Беларуси по этому вопросу», — подчеркнул в комментарии для БелаПАН старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук.
Аналитики сомневаются, что Россия будет демонстрировать особую щедрость и безвозмездно оказывать экономическую поддержку Белоруссии. «Москва будет финансировать Минск ровно в той степени, чтобы Беларуси хватало денег на возврат долгов перед кредиторами. Предоставлять ресурсы и оказывать экономическую поддержку сверх этого Россия если и будет, то только в случае согласия Беларуси идти на углубление экономической и иной интеграции», — считает Иосуб. При этом, добавил он, не совсем понятно, в какой мере Россия сейчас заинтересована в углублении отношений с Белоруссией.
«Ранее, до 2020 года, Россия постоянно педалировала тему углубления экономической интеграции с Белоруссией. Сейчас, после самолетного скандала, отношение западных стран к официальному Минску стало сильно отрицательным. Поэтому негативный образ Белоруссии в западном мире может сейчас снизить заинтересованность России к более тесной интеграции с Белоруссией», — предполагает Иосуб.
В свою очередь, Дмитрий Крук полагает, что привязка Белоруссии «по всем фронтам» к России по-прежнему является актуальной темой для российского руководства. «Стратегическая линия Москвы направлена на привязку по всем фронтам Белоруссии к России, и она сохраняется. По каким-то тактическим вопросам Россия, возможно, будет готова пересмотреть степень взаимодействия с Белоруссией, но стратегическая линия, полагаю, сохранится», — предполагает Крук.
Унификация налоговой политики, считает он, является одним из путей, который может позволить России достигать своих целей. «Налоговые нормы — это важная часть экономической конституции любой страны. Налоговое законодательство задает правила игры в экономике, и если мы будем его унифицировать с российским, Белоруссия может лишиться права в одностороннем порядке пересматривать подходы в сфере фискальной политики», — резюмировал Крук.