Укрiнформ (Украина): топ-10 цитат из дилогии «Брат», или почему ей не место на Netflix?

И снова об инструментарии «мягкой силы» имперского шовинизма

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинские националисты, уничтожавшие соотечественников в Донбассе только за то, что они говорят на русском, выдергивая из контекста фразы, обвиняют культовый фильм Балабанова «Брат» в… расизме. Автор, скрывающийся под вывеской «Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности Украины», страшно удивлен, что Netflix не увидел в этой дилогии даже намека на дискриминацию.

Стриминговый сервис Netflix попал в скандал из-за перевода слова «бандеровец» из российской кино-дилогии «Брат» как «Ukrainian Nazi collaborator» («нацистский коллаборант»). Реакция украинского гражданского общества и обращения депутатов сделали свое дело — Netflix поменял перевод на «banderite».

Однако остался вопрос: как сервис, декларирующий демократичность, мультикультурность и толерантность к национальным и сексуальным меньшинствам, согласился разместить один (в двух частях) из самых достоверных российских фильмов?

Мы пересмотрели эти две ленты на предмет расизма, антисемитизма и продвижения концепции «Русский мир» и отобрали десять самых ярких цитат:

1. — Тебя как звать-то?

— Гофман.

— Еврей, что ли?

— Немец.

— А-а. А то я евреев как-то не очень…

— А немцев?

— Немцев — нормально.

* * *

2. — Брат… не убивай, брат! Деньги возьми, всё возьми! Слушай, не убивай, брат!…Вот!

— Не брат ты мне, гнида черножопая.

* * *
3. — Музыка-то ваша американская — говно.

— Music? Ah, oui, très bien, excellente!

— Ну, чё ты споришь? Тебе говорят — говно музыка, а ты споришь.

— Musique!

— Да и сами вы… Скоро всей вашей Америке — кирдык. Мы вам всем козью ножку устроим… Понял?

— Чё ты к нему пристал, он француз вообще! Пошли!

— Какая разница?!

* * *
4. — Нет, Киркоров мне не нравится. Слащавый он какой-то, подкрашенный весь, подпудренный, как баба… Одно слово — румын.

— Так он же болгарин.

— Да? А какая разница?!

* * *
5. — «Грязь», — говорит. — «Грязная пища, раки со дна грязь едят, их есть нельзя».

— Грязь. Чего? Да ты на себя посмотри — чёрный, как сволочь. Ты «Мойдодыр» читал? А ну пошёл отсюда!

* * *
6. — Зря ты его негром обозвал.

— А он кто?

— Афроамериканец.

— А какая разница?!

* * *

7. — Да меня в школе так учили. В Китае живут китайцы, в Германии немцы, в этом… Израиле — евреи, а в Африке — негры.

* * *

8. — Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите!

* * *

9. — Ааа, патриот! Русская идея, Достоевский, держава… А где твоя Родина, сынок?! Сдал Горбачёв твою Родину американцам, чтобы тусоваться красиво. А теперь твоя Родина две войны и Крым просрала! Русских людей в Прибалтике сдала, сербов на Балканах сдала… Родина…

* * *

10. — Слышь, земляк, а где здесь русские живут?

— Москаль мне не земляк.

— Бандеровец?

* * *

Фильмы Балабанова — это пропаганда, инструмент «мягкой силы» Кремля, с помощью которого продвигаются установки имперского мировоззрения. Герой Балабанова — собирательный образ русского человека, а его враги маркированы как представители других народов и рас. «Are you gansters?», — спрашивает чернокожая женщина у героя и его спутницы, на что ей отвечают: «No, we are Russians». Мы не гангстеры, мы русские — с улыбкой сообщает герой, чувствуя, видимо, гордость, что русский вызывает подозрение и страх.

Эти фильмы стали культовыми в России. Их часто называют шедеврами. Хотя по смыслу они очень похожи на другой «шедевр» политической пропаганды — американский фильм 1915 года «Рождение нации», который прославлял Ку-клукс-клан и привел к возрождению этой организации, всплеску насилия на почве межрасовой ненависти.

Примечательно, что один из немногих симпатичных второстепенных персонажей в фильме «Брат-2» — реконструктор, фанат нацистской эстетики, торговец оружием по кличке Фашист. Ему представляют героя как «своего». На что он отвечает: «Свой своему поневоле брат», говоря, что это «народная фашистская поговорка». Смысл эпизода с Фашистом предельно ясен: если это наш, русский нацизм, то «это же совсем другое дело».

Администрация Netflix хорошо знает, что недопустимо давать слово белому супремассизму, предоставлять трибуну языку ненависти в адрес исторически угнетенных меньшинств. Но для русского шовинизма и ксенофобии делает исключение.

Пока западные страны проходят серьезное переосмысление исторических процессов — от пересмотра роли целого ряда кумиров прошлого к возвращению культурного наследия бывшим колониям — современная Россия продолжает продвигать имперские взгляды, параллельно захватывая другие территории и истребляя оппонентов режима. Размещение подобных фильмов на одной из самых популярных стриминговых платформ свидетельствует о том, что лояльность к русскому шовинизму все еще очень высока.

Обсудить
Рекомендуем