Интервью с экспертом по вопросам энергетики, главным редактором портала «Бизнес алерт» Войчехом Якубиком (Wojciech Jakóbik).
Do Rzeczy: Дания отозвала экологическое разрешение на строительство газопровода «Балтик пайп». Что это означает для Польши?
Войчех Якубик: Нужно подождать детальных сообщений от датского оператора «Энергинет», которые позволят оценить масштабы проблемы в Дании. Пока мы не знаем, повлекут ли за собой события вокруг сухопутного отрезка отставание от графика в реализации всего проекта, который состоит из пяти элементов. Датский отрезок — лишь один из них.
Как бы там ни было, «Балтик пайп» нужен Польше в контексте ее стремления отказаться от поставок газа по Ямальскому договору. Она сможет это сделать даже в случае возможной задержки строительства (впрочем, ее может и не произойти).
— Можем ли мы верить датчанам, которые говорят, что их решение продиктовано необходимостью защитить отдельные виды мышовок и летучих мышей?
— Так гласит официальная информация, другой пока нет. Разумеется, энергетический сектор имеет стратегическое значение, и здесь всегда есть поле для спекуляций на тему двойного дна решений.
— Некоторые уже объявили, что из-за проблем с «Балтик пайп» Польше придется подписать новый Ямальский договор. Это так?
— Возвращения к Ямальскому договору не будет. Он стал анахронизмом, и даже если бы мы захотели заключить новый контракт с россиянами, он имел бы совершенно другую форму. Современные газовые контракты предлагают гораздо более гибкие условия, они заключаются на более короткий срок, а ставки привязаны к цене сырья на европейских биржах. Так что возращения к этому договору, имевшему политическую подоплеку и подвергавшемуся критике со стороны как польских, так и международных институтов, не будет.
— Российские СМИ уже обратили внимание на сложную ситуацию в отношениях между Данией и Польшей?
— Пока в России в основном цитируют сообщение датского оператора. Посмотрим, что он скажет о масштабе проблемы, тогда комментарии российской стороны наверняка появятся. Открывать шампанское в Кремле, однако, еще рано, хотя такой тезис наверняка будет звучать часто.