Евросоюз хочет повысить пошлину на парниковые газы на своих внешних границах. Таким образом он может заставить остальной мир заниматься защитой климата и вызвать торговые войны. Однако у планов Брюсселя есть еще совершенно другая проблема, от которой зависит эффективность намеченных планов.
Защита климата в настоящее время хорошо воспринимается избирателями, но на геополитическом уровне амбиционная политика в области климата вызывает не только радостные эмоции. Это относится прежде всего к обсуждаемой в настоящее время пошлине на те продукты, которые производятся в странах, имеющих менее строгие правила в отношении климата, чем Европа.
Так называемая пограничная углеродная компенсация (CO2-Grenzausgleich) означает, что более дорогими окажутся те товары, которые производятся за границей в условиях, менее благоприятных для сохранения климата, чем в Европе. Стена для защиты климата, воздвигаемая вокруг Европы, должна способствовать тому, чтобы европейские производители, вынужденные платить более высокую цену за электроэнергию, оставались конкурентоспособными. Таким образом можно будет иметь более строгие правила в области защиты климата и более высокие цены на электроэнергию, и при этом не ставить под вопрос существование рабочих мест, скажем, в области производства стали.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая еще до вступления в должность обещала добиваться введения пограничной корректировки, хочет в середине июля представить основные части своего климатического пакета под названием «Готовы к сокращению на 55%» (Fit for 55). В распоряжении редакции газеты Welt имеется еще неопубликованный проект текста этого законопроекта. Формат, вставки и замечания однозначно указывают на то, что речь идет о раннем этапе работы над этим законопроектом, и, скорее всего, до средины июля еще многие детали будут дополнены и изменены.
Однако основные положения уже становятся ясными на основе этого документа. Так, например, Комиссия, работающая над этим законопроектом по поручению членов Евросоюза, хочет, чтобы пограничная корректировка прежде всего коснулась небольшого количества энергоемких сырьевых материалов, импортируемых Евросоюзом. Эти товары перечислены в приложении к этому документу: сталь, цемент, алюминий, электроэнергия и удобрения.
Однако этот перечень не оставляет сомнений в том, кого в первую очередь затронет эта пограничная корректировка, которая в Брюсселе упоминается только в виде аббревиатуры CBAM (Carbon border adjustment mechanism — Механизм пограничной углеродной корректировки). Это Россия, Турция и в меньшей степени Китай. «Россия и Турция — это те страны, которые сильнее всего будут затронуты углеродной корректировкой, — отмечает Симоне Тальяпьетра (Simone Tagliapietra), старший научный сотрудник расположенного в Брюсселе исследовательского центра Bruegel. — Ни из какой другой страны за пределами Евросоюза не поставляется такое большое количество стали, как из России, тогда как Турция намного опережает всех других поставщиков цемента за пределами Евросоюза».
Кроме того, Россия вместе с Китаем и Норвегией является самым крупным за пределами Евросоюза поставщиком алюминия. Однако на импорт из Норвегии, судя по всему, углеродная корректировка CBAM распространяться не будет, и то же самое относится к Швейцарии, Лихтенштейну и Исландии, которые входят в состав Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA).
Россия и Турция не повышают углеродный налог
Консалтинговая компания Deloitte произвела подсчеты, согласно которым Россия среди всех остальных торговых партнеров, вероятно, больше всего пострадает от пограничной углеродной корректировки. Согласно этому исследованию, Россия в 2019 году поставила в Евросоюз сталь, алюминий, электричество и цемент на сумму свыше 9 миллиардов евро. За ней следует Китай (6 миллиардов евро) и Турция (около 5 миллиардов евро).
Особенно деликатной эта ситуация для Москвы и Анкары становится еще и потому, что сами эти страны не повышают углеродный налог. Тогда как Еврокомиссия хочет привести размер этой пошлины в соответствие с Сертификатами углеродного загрязнения (CO2-Verschmutzungszertifikate), которые недавно были значительно повышены.
Однако при расчете ввозной пошлины на границах Евросоюза нужно принимать в расчет, учитывается ли у самого торгового партнера углеродный налог в соответствии с торговлей таким же сертификатами загрязнения, как и в Евросоюзе.
Россия и Турция, на самом деле, являются единственными странами из группы G-20, у которых нет национальной системы торговли эмиссией и нет наценки на использование CO2. В отличие от этого, Китай в феврале запустил свою собственную систему торговли выбросами. Пока ее действие ограничивается 2200 предприятиями, однако их количество будет увеличиваться.
В Москве явно растет беспокойство. Российское Министерство природных ресурсов уже подсчитало, во что новый налог обойдется российским предприятиям. Пока российское правительство активно выступает против этой пограничной корректировки, и оно ясно дало понять, что эти меры противоречат правилам Всемирной торговой организации (ВТО).
На самом деле, очень важно то, чтобы эти правила не противоречили предписаниям ВТО, так как в противном случае торговые партнеры, которые посчитают, что эти правила ставят их в невыгодное положение, могут ввести штрафные пошлины. Валдис Домбровскис (Valdis Dombrovksis), отвечающий за вопросы торговли вице-президент Еврокомиссии, неустанно повторяет, что пограничная корректировка соответствует правилам ВТО. Поскольку ВТО только в исключительных случаях разрешает ставить заграничные товары в менее выгодное положение по сравнению с внутренними.
Лишь небольшое количество товаров будет затронуто
Однако сомнения остаются, в том числе после того, как стал известен проект соответствующего закона. «Главный вопрос соответствия правилам ВТО продолжает оставаться без ответа, — подчеркивает Катя Лайкерт (Katja Leikert), заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в Бундестаге, отвечающая за европейскую политику. — В тот момент, когда мы, европейцы, хотим укрепить ВТО, введение, фактически, протекционистских мер было бы неправильным сигналом».
Кроме того, решающее значение при решении этого вопроса будет иметь и то, является ли пограничная корректировка добавлением к уже существующим мерам в области защиты климата, или она полностью их заменит. Пока те предприятия, которые обязаны участвовать в эмиссионной торговле, особенно в области энергетики, получают такие сертификаты бесплатно.
Однако размеры этих субвенций год от года сокращаются. Те области промышленности, которых эти меры затрагивают, хотели бы иметь и то, и другое одновременно — бесплатные сертификаты и пограничную корректировку для зарубежных конкурентов. Однако подобного рода двойное финансирование еще больше осложнит процесс обоснования необходимости этого инструмента в ВТО.
Вместе с тем, количество затрагиваемых этими мерами партнеров будет расти, если будет увеличиваться список товаров в рамках CBAM, и, возможно, это произойдет еще до презентации основного текста этого закона в середине июля. Пока этот список составляет лишь малую часть импорта Евросоюза. Тальяпьетра, эксперт из исследовательского центра Bruegel и его коллеги считают, что что эти меры будут распространяться на 2% общего импорта Евросоюза. «Чтобы CBAM работал, нужно, чтобы его действие распространялось на все товары, — подчеркивает Тальяпьетра. — Еврокомиссия должна как можно быстрее включить в эту систему как можно больше товаров».
Кроме того, проект этого закона, который будет опубликован в июле, нужно еще обсудить со всеми странами-членами Евросоюза, а также в Европарламенте. Эти переговоры, будут продолжаться не несколько месяцев, а, вероятно, несколько лет.