Планируете куда-нибудь полететь, когда пандемия пойдет на убыль? Приятного полета. Правда, вы вряд ли сможете угадать, где окажетесь в итоге.
Белорусское государство недавно по-пиратски захватило ирландский самолет Ryanair, летевший из Греции в Литву, и похитило находившегося на борту молодого диссидента с его подругой. Теперь все, кто находятся в розыске, сев в самолет, будут вынуждены с тревогой думать о своем конечном пункте назначения.
Главная жертва — белорус Роман Протасевич. В итоге он появился на белорусском телевидении с кровоподтеками на лице, свидетельствующими об избиении. Он сознался в совершении различных преступлений, а потом, совсем в духе «1984» Джорджа Оруэлла, начал плакать, восхваляя своего гонителя Александра Лукашенко. Подругу Протасевича, девушку по имени София Сапега, тоже вытащили из посаженного самолета и показали по телевидению. Наверное, дальше будет показательный суд в духе сталинской эпохи, когда старые соратники Сталина по революционной борьбе на весь мир сознавались в совершении самых фантастических преступлений.
Есть режимы и похуже минского
Но Белоруссия — лишь одна из многих неприглядных диктатур в сегодняшнем мире. Лукашенко, которого давно уже прозвали «последним диктатором Европы», на самом деле — типичный мелкотравчатый тиран: жестокий, безнравственный, злобный. И испытывающий постоянно усиливающееся давление после массовых народных протестов, начавшихся из-за прошлогоднего фарса с выборами.
Организация «Фридом Хаус» (Freedom House) отнесла его страну к категории «несвободных». Поскольку политические свободы в Белоруссии практически отсутствуют, страна скатилась едва ли не на последнее место среди тираний. Вот как это объясняет «Фридом Хаус»:
Белоруссия является авторитарным государством, где открыто осуществляются подтасовки на выборах и серьезно ограничиваются гражданские свободы. Разрешив ограниченные проявления инакомыслия в попытке улучшить отношения с Евросоюзом и Соединенными Штатами, это государство в 2020 году подавило массовое антиправительственное движение протеста, начавшееся из-за фальсификаций на президентских выборах, и серьезно ограничило основополагающие гражданские свободы.
Вынужденная поддержка от России
Так что Лукашенко в полной мере заслужил того, чтобы быть выброшенным на свалку истории. Но вот что важно: силы безопасности Белоруссии по-прежнему верны ему. Он также пользуется формальной поддержкой Владимира Путина, хотя тот оказывает ее с явной прохладцей. Друзьями этих людей не назовешь, хотя недавно показали несколько тошнотворно сладкий репортаж о том, как Лукашенко с сыном катается на служебном катере Путина. Как отмечает «Фридом Хаус», Лукашенко раньше пытался держаться на расстоянии от Москвы. Но сейчас ему просто некуда деваться, а Путин пользуется случаем, чтобы укрепить привязку к Москве этой небольшой соседней страны.
Что делать с Белоруссией? США уже ввели санкции против государственных компаний и намереваются подвергнуть карательным мерам государственных чиновников и их сторонников. Минск в ответ сократил штат американских дипломатов, выгнал из страны Агентство США по международному развитию (USAID) и усложнил процесс выдачи виз. Евросоюз пока сосредоточился на авиации, запретив самолетам стран-членов летать через белорусское воздушное пространство, перенаправив рейсы на другие направления и введя санкции против национальной авиакомпании «Белавиа» и авиационного руководства страны.
Насильственное свержение — контрпродуктивно
Нет недостатка в глупых оптимистичных утверждениях насчет того, что Лукашенко очень уязвим, а потому, если приложить еще немного усилий, на пороге у Москвы появится демократия в духе Томаса Джефферсона. На самом деле Вашингтону и Брюсселю надо действовать осторожно. Анатоль Ливен (Anatol Lieven) из Института Куинси отмечает, что поддерживать насильственное свержение власти рискованно. «Такой конфликт очень плохо отразится на США, Европе и России, он также станет полной катастрофой для народа Белоруссии. Единственное место, где Лукашенко будут приветствовать, — это Пекин. Одного этого достаточно, чтобы администрация Байдена соблюдала крайнюю осторожность в своих действиях в отношении Белоруссии».
Ограниченность американского влияния и интереса очевидна. По крайней мере, до наглого захвата самолета происходящее в Минске не имело особого значения для безопасности Америки и Европы. Даже если рассматривать одну только географию, военного решения здесь нет. Не желающие защищать даже самих себя европейцы точно не станут действовать против белорусской армии. А в Америке даже самые воинственные неоконсерваторы, и те не предлагают нападать на страну, находящуюся на границе России. Если Москва посчитает, что восстание внутри Белоруссии провоцирует Запад и что он разжигает его из желания еще ближе продвинуть свою зону влияния к Москве, — в этом случае Москва вполне может осуществить военную интервенцию. И она сделает это не для спасения власти Лукашенко, а для защиты своего влияния.
Экономические санкции приносят лишь ограниченную пользу, поскольку их применение мало что дает. Если подвергнуть карательным мерам государственные компании, белорусское государство понесет определенные издержки, но в основном пострадают рабочие, а власть Лукашенко вряд ли сильно ослабнет. Масштабные экономические ограничения дадут больше эффекта, но они навредят большей частью ни в чем не повинному населению. А точечные санкции причинят лишь небольшие неудобства доверенным лицам правящего режима. США могут ввести финансовые санкции. Однако неоднократные попытки администрации Трампа спровоцировать смену режимов путем давления на все население (в Иране, Венесуэле и особенно в Сирии) были безнравственными, безжалостными и постыдно неэффективными. Во всех этих случаях Вашингтон проявил больше жестокости, чем компетентности.
Европа как приманка для Лукашенко
Как это ни парадоксально, лучше всего надеяться на Европу, которая может сыграть на боязни Лукашенко попасть в зависимость от Путина. Лукашенко знает, что Путин не отличается милосердием и снисходительностью. Продолжая публично выражать протесты, ЕС должен предпринять незаметные дипломатические действия и сказать Минску, что он отменит свои недавние меры по изоляции Белоруссии, если та пойдет на уступки. А первой строкой в любом списке требований должно быть освобождение Романа Протасевича и Софии Сапега, пусть даже из простых гуманитарных соображений. Параллельно Минск должен признать, что перехват самолета Ryanair был, скажем так, «неправомерным», и что необходимо согласовать новые правила и протоколы поведения, когда такие ситуации складываются в воздухе. Затем европейцы могут вернуться к трудной работе по выработке политики, содействующей расширению самой элементарной политической открытости в Белоруссии.
Поскольку Лукашенко не предпринимает никаких действий, у Вашингтона и Брюсселя есть основания еще суровее наказать его за недавний случай воздушного пиратства. Профессор права Алан Райли (Alan Riley) предупреждает:
Такие действия Лукашенко — это не просто нарушение международных летных правил. Их следствием является подрыв основанного на правилах международного порядка. Если этот подрыв пройдет, по прихоти диктатора можно будет пренебречь даже общепризнанными нормами международных полетов. Велика опасность, что этот случай создаст прецедент, и тогда самолеты можно будет сажать, а пассажиров брать в заложники на более длительное время.
Можно поставить на прикол самолеты «Белавиа», арестовать ее собственность, принять другие меры против белорусского государства, такие как продажа его гособлигаций. Похоже, ЕС движется в этом направлении, и США должны ему помочь. Но чтобы Лукашенко не попал в постоянную зависимость от России, союзники должны предусмотреть для него пути отступления. От власти он не откажется, но не исключено, что он согласится выпустить за свободу заключенных и предпримет другие ограниченные шаги во избежание карательных мер.
Протесты США лицемерны
Последний инцидент касается только Белоруссии, но воздушным пиратством занимается не только она. Несмотря на свои лицемерные протесты и вспышки праведного гнева, США и их союзники вряд ли имеют моральное право жаловаться на принудительную посадку самолета.
В 2013 году Вашингтон организовал сговор трех европейских стран, которые принудили к посадке самолет с президентом Боливии Эво Моралесом на борту, чтобы обыскать его. США посчитали, что там может находиться Эдвард Сноуден, который после разоблачения американской спецслужбы под названием Агентство национальной безопасности жил в вынужденной эмиграции в России. В 2010 году США заставили летевший из Франции в Мексику самолет мексиканских авиалиний сесть в Канаде, где был арестован, а позже передан Америке один из пассажиров. В 1985 году американские военные перехватили направлявшийся в Тунис самолет египетской авиакомпании, на борту которого находились люди, захватившие итальянское судно «Акилле Лауро». Самолет заставили сесть на авиабазе НАТО в Италии, чтобы арестовать подозреваемых в терроризме лиц.
«Обучение» отрицательным примером
В 2016 году Украина приказала вернуться самолету, летевшему из Киева в Минск, после чего был ненадолго задержан, а потом отпущен армянский критик украинского правительства Армен Мартиросян. Киев не дал никаких объяснений по поводу этого инцидента. В 1956 году Франция осуществила в небе над Алжиром перехват рейса из Марокко в Тунис и заставила пилотов посадить самолет. Французы схватили и на шесть лет бросили за решетку во Франции лидера алжирского сопротивления Ахмеда бен Беллу, который позже стал первым президентом Алжира. В 1954 году Израиль отправил боевые самолеты на перехват сирийского лайнера, летевшего в Египет, видимо, понадеявшись на захват заложников, которых можно будет обменять на взятых в плен Дамаском израильских солдат. Есть и множество других примеров. Один из наиболее странных случаев произошел в прошлом году, когда украинское правительство попыталось (неудачно) организовать рейс для российских наемников из Белоруссии в Турцию, чтобы заставить самолет сесть на Украине, а потом арестовать его пассажиров.
Все эти действия никак не оправдывают репрессии и пиратство Лукашенко. Но они демонстрируют, насколько лицемерно возмущение, направленное против Белоруссии. Гидеон Рахман (Gideon Rachman) из «Файненшл Таймс» пишет:
Злосчастный прецедент был создан США, которые во время «войны с террором» наносили удары с беспилотников и занимались экстрадицией в обход норм международного права. Американцы могут сказать, что обращались так с людьми, которые планировали или осуществляли акты насилия против США и их союзников. Но согласно старой пословице, для кого-то ты террорист, а для кого-то борец за свободу. Белоруссия включила Протасевича в список террористов.
В важные моменты сдержанность маловероятна, скажем, когда осуществляется захват злостного террориста или лидера боевиков. Но захват самолета Белоруссией должен стать поводом для обсуждения правил поведения в исключительных случаях, связанных с насильственными действиями, за нарушение которых следует предусмотреть санкции. А США вместе с ведущими странами Европы и Азии должны признать свои противозаконные действия в прошлом и пообещать, что в будущем они будут вести себя образцово. А еще им следует выработать общий набор штрафных санкций за будущие нарушения.
Конечно, есть определенная грубая ирония в том, что Вашингтон и Брюссель обращают больше внимания на принудительную посадку самолета и арест двух людей, чем на диктатора, который превратил всю страну в тюрьму. Но попытки вмешательства в дела других государств имеют свои пределы. Наглый захват самолета и похищение людей будут иметь последствия далеко за пределами белорусских границ, усиливая опасности, грозящие американским и прочим пассажирам международных рейсов.
Народ Белоруссии заслуживает лучшего отношения своего государства, и Вашингтон с Брюсселем обязаны воспользоваться своим ограниченным влиянием, чтобы настоять на проведении политических реформ.
Дипломатия может принести больше результатов, сдерживая попытки властей помешать воздушному сообщению ради мести и получения политических выгод. Но это потребует от США и от других стран сдержанности, которая совершенно не свойственна американским творцам политики, привыкшим выступать в качестве хозяев вселенной.