Интервью с европарламентарием от партии «Солидарная Польша» Патриком Яким (Patryk Jaki).
Do Rzeczy: В своем выступлении в Европарламенте вы недавно говорили о том, что государства Западной Европы занимают лицемерную позицию в отношении ситуации в Белоруссии. В чем заключается это лицемерие?
Патрик Яки: В том, что Лукашенко до сих пор остается на президентском посту, а реакция ЕС ограничивается разговорами. В отношении диктатора не ввели никаких санкций. Так происходит по очевидной причине: все понимают, что сам Лукашенко сильной позиции не имеет, но его защищает покровительство Путина, вместе с которым крупнейшие европейские страны, в особенности Германия, осуществляют стратегические проекты. Они регулярно снабжают Кремль новым политическим оружием: сначала это был «Северный поток — 1», потом — «Северный поток — 2». Путин получает возможность шантажировать Восточно-Центральную Европу. Запад, конечно, будет сейчас говорить, как его волнуют демократия и права человека, осуждать происходящее, но не предпримет шагов, которые на самом деле могли бы помочь, не решит реальную проблему.
— Что вы имеете в виду?
— Страны Западной Европы не наносят удар по тому, кто позволяет Лукашенко заниматься такого рода деятельностью. Напомню, что более смелые операции (например, угон самолета) начались сразу же после того, как Путин получил разрешение на завершение строительства «Северного потока — 2». Лукашенко — орудие Кремля, но европейские политики делают вид, будто этого не замечают.
— Вся эта критика — лишь политическая игра?
— Может быть, новички в европейской политике этого не понимают, но все остальные, особенно ведущие политические деятели, отлично осознают, как выглядит ситуация. Они, преследуя собственные интересы, обманывают общественность: на официальном уровне они осуждают преследования оппозиции в Белоруссии и в России, но потом подают руку Путину и помогают ему создавать политическое оружие.
— В случае преследований польского меньшинства в Белоруссии реакция была еще более вялой. С чем это связано?
— Страны вроде Германии считают Польшу проблемой, поэтому они используют такие инструменты, как требования придерживаться «принципа верховенства права». Наши западные соседи хотят внедрить проект «Срединная Европа — 2», подразумевающий, что Польша станет частью сферы влияния Берлина. Польское руководство, в свою очередь, пытается создать «Инициативу трех морей», которая могла бы в будущем стать противовесом немецкой инициативе. Германия не заинтересована в том, чтобы наша страна усиливалась, поэтому она использует все имеющиеся в ее распоряжении средства, стараясь ослабить Польшу.
— Недавно Лукашенко провозгласил 17 сентября Днем народного единства в Белоруссии. Это очередная провокация?
— Вспомним, кто использовал дату 17 сентября для разнообразных провокаций? Разумеется, Путин. Он решил сделать это еще раз, но руками Лукашенко. Цель в том, чтобы уколоть Польшу. Напомню также, что в России День народного единства Путин установил в честь изгнания поляков из Кремля. Очередная идея тоже наверняка принадлежит ему. Так выглядит историческая политика, которую он уже давно проводит.