Newsweek Polska (Польша): Сталин, КГБ и четыре империи на службе Кремля

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Варшавский Центр восточных исследований подготовил доклад об исторической политике РФ. По мнению авторов, российская власть превратила историю в инструмент для оправдания своих действий и для сдерживания общественного недовольства. Тезисы российской исторической политики разбираются в жестком антироссийском ключе с использованием пропагандистских штампов.

Известная пословица гласит, что «без бутылки Россию не понять», однако, лучше не пить водку, а ознакомиться с официальной исторической политикой Кремля, которая многое объясняет.

Команда президента Владимира Путина превратила историю в инструмент и даже в оружие, предназначенные для оправдания империализма и тирании, а также сдерживания общественного недовольства, растущего на фоне ухудшающихся условий жизни.

Недавно варшавский Центр восточных исследований опубликовал доклад под названием «Вперед в прошлое. Российская историческая политика на службе „вечного" авторитаризма». Мария Доманьска (Maria Domańska) и Ядвига Рогожа (Jadwiga Rogoża) описывают в нем, как россиянам в опоре на историю внушают, что они должны одобрять авторитарную форму правления в своей стране и сохранять убежденность в своем отличие от жителей Запада. Кроме того, их должна переполнять гордость за то, что Россия с незапамятных времен защищает (если требуется, при помощи оружия) свои границы, собственные интересы и здоровые российские традиционные ценности. Эта гордость порой находит курьезное воплощение (например, в виде детских колясок, оформленных как танки), а порой проявляется в агрессивном национализме.

Насколько большое значение имеет для современных кремлевских властителей история, показывает хотя бы то, что необходимость защищать российское представление о ней внесена даже в «Стратегию национальной безопасности РФ».

Гордость за пакт Молотова — Риббентропа

22 июня в России вспоминают нападение гитлеровской Германии на СССР, произошедшее в 1941 году. Согласно официальному российскому календарю, в этот день началась война, которую называют Великой Отечественной. Официальная интерпретация событий гласит, что это была коварная атака на старавшийся избежать конфликта СССР. Мария Доманьска и Ядвига Рогожа обращают внимание, что в российских учебниках истории отводится мало места событиям периода 1939-1941 годов, когда Советский Союз и Германия вели вполне плодотворное сотрудничество и, в частности, поделили между собой значительную часть Восточно-Центральной Европы.

Российские школьники узнают, правда, о пакте Молотова — Риббентропа, но уже не о секретных протоколах к нему, на основе которых позднее Германия и СССР делили территории других стран, в том числе Польши. Сам документ преподносится как обычный договор о ненападении, напоминающий тот, которые ранее заключили с немцами, в частности, поляки. При помощи этого пакта Москва хотела якобы лишь избежать войны.

Согласно российской версии истории, развязыванию конфликта в большей степени способствовало Мюнхенское соглашение 1938 года, по которому западные страны отдали Гитлеру часть Чехословакии. В этом контексте Польша изображается агрессивным антисемитским государством, которое, захватив в 1938 году Тешинскую Силезию, помогло немцам разбить Чехословакию.

Кремлевские власти, а за ними рупоры пропаганды, в последнее время утверждают даже, что пакт Молотова — Риббентропа был «величайшим достижением советской дипломатии, которым можно гордиться», ведь Сталин отсрочил вступление СССР в войну и смог лучше подготовить к ней страну.

«Интересной иллюстрацией риторики властей служит высказывание бывшего руководителя администрации президента Сергея Иванова, который с сентября 2019 года занимает пост председателя попечительского совета Российского военно-исторического общества. Он считает, что захват СССР стран Балтии и восточных территорий Второй Польской Республики нельзя назвать оккупацией, поскольку их жители получили советское гражданство „со всеми вытекающими правами и обязанностями", а некоторые „стали входить в советскую элиту"», — отмечают авторы доклада.

Они напоминают также о статье Путина 2020 года в американском издании «Нэшнл Интерест», посвященном международной тематике. В ней он констатирует, что заняв в сентябре 1939 года польские восточные области, СССР спас мирное население, в том числе евреев, от нацистов и их местных союзников — антисемитов и ультранационалистов.

Борьба абсолютного добра с абсолютным злом

Великая Отечественная война считается в России святой, ее изображают как борьбу абсолютного добра с абсолютным злом. Это одна из немногих тем, на самом деле объединяющих россиян. Часто подчеркивается, что СССР, заплатив 27 миллионами жизней, спас мир от невообразимых страданий под гитлеровским сапогом, а многие народы, в том числе поляков, от истребления.

В российском рассказе о войне с Германией не находится места на какие-либо размышления об огромных потерях, которые Красная армия понесла потому, что ее командование не ценило жизнь солдат. Нежелательными считаются даже дискуссии о том, не лучше ли было сдать Ленинград, чем обрекать его жителей на долгую блокаду, а в итоге — на голодную смерть. «Намеки на возможность иного сценария развития событий (например, на спасение жителей путем сдачи города), тезисы об ответственности советского командования за масштаб трагедии трактуются как богохульство, то есть фактически преступление», — пишут авторы доклада «Вперед в прошлое».

Любые отступления от официальной риторики, а тем более напоминания о том, что советские военные, входя в очередные страны, порой занимались грабежами, насиловали и убивали невинных жителей, считаются посягательством на Россию. Миру полагается быть благодарным Красной армии. В российский уголовный кодекс вводятся статьи, позволяющие преследовать и наказывать (в том числе за границей) людей, которые не относятся с должным уважением к мемориалам, посвященным бойцам Красной армии.

День Победы: можем повторить

День Победы 9 мая — это в России большой праздник, в который люди с искренним воодушевлением посещают проходящие во многих городах военные парады, поют песни военных лет. У многих, даже у представителей молодого поколения, по щекам текут слезы.

Чем больше времени проходит с момента окончания Великой Отечественной войны, чем меньше остается ее живых свидетелей, тем более мифологизированной и инфантильной становится память о ней, тем сильнее ее подчиняет себе государство. В советские времена часто говорилось об ужасах войны, страданиях, которые она принесла, увечьях, болезнях и смертях. Тогда в живых оставалось еще много людей, видевших, как она выглядит на самом деле, и рассказывавших об этом.

В последнее время на первый план вышел тезис о мужественном народе, который обладает геном победы. 9 мая некоторые россияне стилизуют детские коляски под танки или самолеты, одевают дошкольников в военную форму. «В 2015 году начали устраивать реконструкции, изображающие расправу с врагом, в том числе коридоры стыда, через которые прогоняют „пленных немцев"», — пишут в своей работе Доманьска и Рогожа.

«Можем повторить», — говорят в России. Люди, произносящие эту вошедшую в оборот несколько лет назад фразу, имеют в виду, что наследники победы 1945 года остаются представителями сильного народа и государства, не уступающих тем, которые выиграли войну, поэтому они могут в любой момент пойти на Запад, чтобы навести там порядок. Такой подход берет начало в своеобразном культе силы и насилия как инструментов преодоления конфликтов, в том числе международных.

В России возрождается также образ Сталина как «великого стратега». В официальных исторических работах все чаще звучит мысль о его заслугах в победе над гитлеровской Германией, и все реже — о репрессиях, которые унесли миллионы жизней. Власти не отрицают, что сталинизм был кровавым периодом в жизни страны, но стараются объяснить некоторые репрессии исторической необходимостью, платой за стремительное развитие страны и победу в жестокой войне, ставкой в которой было спасение мира. Жертвы террора все чаще становятся анонимными, тем временем как их палачи удостаиваются восхваления.

«Для большинства своих апологетов Сталин символизирует не только мощь страны-империи, но также социальную справедливость, опеку государства, скромность и даже аскетизм правителей, — пишут авторы доклада Центра восточных исследований. — В 2019 году количество россиян, убежденных в том, что Сталин сыграл положительную роль в истории России, достигло исторического максимума, их доля составила 70%», — добавляют они.

Одновременно с сотрудников служб безопасности и спецслужб, таких, как НКВД или КГБ, снимают ответственности за репрессии. Их изображают даже в роли героев, боровшихся со скрытым врагом, что служит прославлению современного аппарата безопасности — ФСБ.

Авторитаризм подходит России лучше всего

Российская историческая политика изображает Россию государством с православными корнями, которое всегда было миролюбивым. «Как пишут эксперты „Изборского клуба" (приближенного к Кремлю консервативного аналитического центра), первой империей была Русь Киевская и Новгородская, второй — Великое княжество Московское, третью построила династия Романовых, а четвертой стал Советский Союз. По их мнению, современное российское государство, лишившись значительной территории, сохранило отличительные признаки империи, а геополитика на евразийском континенте дает импульсы к собиранию утраченных земель», — говорится в докладе Центра восточных исследований. При этом в официальном историческом дискурсе Кремля Киевская Русь предстает колыбелью одного народа, что призвано оправдывать вмешательство России (в том числе с применением военных средств) в дела Украины и Белоруссии.

В официальном рассказе о российской истории проводится мысль, что авторитаризм — это оптимальная политическая система для России. Подчеркивается, что все достижения и победы стали возможными потому, что она управлялась твердой рукой, а жители подчинялись властям. Бунты, в свою очередь, всегда вели к катастрофе, поэтому Октябрьская революция изображается как неблагоприятное событие. В современных фильмах и сериалах ее лидеры напоминают сегодняшних оппозиционеров, это должно служить предостережением, что об организации переворота не стоит даже и думать.

История в России призвана служить власти, а той должны подчиняться граждане, готовые ее защищать, поскольку власть приравнивается к государству. Государство, в свою очередь, имеет право обращаться к насилию в отношении тех своих жителей, которых оно сочтет внутренними врагами.

Авторы доклада Центра восточных исследований раскрывают этот тезис на примере истории строительства храм Воскресения Христова на территории военного парка в Кубинке. «Один из самых высоких в мире, помещающий 5 тысяч верующих монументальный собор был открыт в 2020 году. Его интерьер украшают фрески и мозаики, на которых изображены важнейшие сражения в российской истории от Куликовской битвы до аннексии Крыма и операции в Сирии. Сначала там появились портреты Иосифа Сталина, Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу, а также других современных руководителей силовых и государственных структур, но разразился скандал, и их убрали. Сам вид и оформление этого гигантского храма подчеркивают историческое и сакральное значение как российской власти, так и принимаемых ей решений в военной сфере. Правители выступают носителями абсолютной истины, помазанниками божьими, а поэтому их не имеют право судить простые смертные».

Россияне поддаются исторической «обработке», но не в полной мере. Как показывают социологические исследования, многие, с одной стороны, оправдывают, например, преступления Сталина, но с другой — говорят, что им бы не хотелось жить в сталинскую эпоху. Оказывается также, что прославление этой фигуры вышло из-под контроля. Часть тех людей, которые видят в Сталине эффективного лидера, противопоставляют его современной российской власти. При этом многие россияне тоскуют по СССР, но немногие хотят, чтобы современная Россия в него превратилась.

Обсудить
Рекомендуем