Легкого способа противостоять «патриотично» настроенным киберпреступникам из России нет.
Еще в начале его восхождения на вершину российской киберпреступности лидера одного из успешнейших хакерских синдикатов в мире Максима Якубца спросили, не боится ли ареста. «Да плевать мне на К и на ФСБ», — ответил Якубец, имея в виду Управление К, киберполицию России и ФСБ, преемницу советского КГБ, говорится в стенограмме чата 2014 года, полученной разведовательной фирмой Scylla Intel. «Мой сосед — второй человек во всей ФСБ».
Всего за последние три месяца связанные с Россией хакеры-вымогатели парализовали ключевую нефтяную кампанию США и нанести ущерб одному из крупнейших производителей мяса в мире. Добрососедские отношения некоторых из них с правительством Владимира Путина очень мешают США привлечь их к ответственности — их договоренности явно восходят к самому президенту. «Для Путина это опосредованная сила», — считает старший вице-президент вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Джеймс Льюис. «У Кремля есть такие криминальные связи, которые любую западную столицу попросту шокируют».
Всякую причастность к вымогательским программам правительство России отрицает.
Президент Джо Байден планирует подтолкнуть Путина к решению этого вопроса на встрече 16 июня, хотя он вряд ли скажет нечто такое, чего Путин раньше не слышал.
Эксперты по национальной безопасности и данные криминалистической экспертизы предполагают, что ведущие российские хакеры иногда помогают спецслужбам в шпионских операциях ради «крыши». По словам бывшего координатора по киберпространству Госдепартамента при президенте Бараке Обаме Кристофера Пейнтера, выгоды от соглашения перевешивают всякое давление со стороны США. Что касается взлома, говорит Пейнтер, то «повлиять на поведение России мы не можем».
Очевидного решения нет. Некоторые призывают объединиться с Европой, чтобы усилить политическое давление и наказать ключевые российские отрасли. Бывший министр обороны Леон Панетта сказал 3 июня в интервью телеканалу Bloomberg, что Байден должен установить четкие красные линии и очертить круг последствий. Сам он конкретных действий не назвал, но упомянул способность США проводить собственные наступательные кибероперации.
Деятельность Якубца — яркий пример сотрудничества российского правительства с преступными хакерами. Примерно в то же время, когда он похвалялся своими связями с ФСБ, исследователи обнаружили, что вредоносная программа GameOver Zeus авторства его банды стала в измененном виде использоваться для кибершпионажа. По словам Марка Арены, основателя фирмы кибербезопасности Intel 471, которая отслеживает российских хакеров, эта программа впоследствии использовалась для кражи секретных документов в Турции и Грузии.
К 2018 году Якубец ожидал допуска ФСБ к работе с секретной информацией, по данным министерства финансов США, которое наложило санкции на него и его банду Evil Corp. Объявленная награда размере 5 миллионов долларов за любую информацию, которая может привести к аресту Якубца, никаких результатов пока не дала.
Представители правоохранительных органов США говорят, что были времена, когда Россия боролась с хакерскими атаками наравне с остальными. Помощник специального агента ФБР Остин Берглас, курировавший при Обаме кибер-расследования в Нью-Йорке, утверждает, что российское правительство помогло опознать лидера банды, которая взламывала сети Ситибанка и грабила счета его клиентов. Российские агенты даже согласились на прослушку хакера Николая Насенкова, но потом внезапно прекратили сотрудничество. Насенкову было предъявлено обвинение в 2013 году, но, насколько известно Бергласу, он до сих пор в России и на свободе.
Отношения остыли окончательно после того, как российские хакеры вмешались в президентские выборы в США в 2016 году — ФБР пришлось перестраиваться. Агентство переключилось на спецоперации по задержанию хакеров во время путешествий или на отдыхе за границей. Министерство иностранных дел России раскритиковало эти аресты и экстрадиции в США, назвав их «похищениями», и посоветовало хакерам не покидать пределов страны.
В интервью международной прессе в 2017 году после скандала по поводу вмешательства США в выборы Путин сказал: «Хакеры — это же люди свободные, как художники: настроение хорошее, встали с утра и рисуют. Так и хакеры, если проснулись и прочитали что что-то происходит в межгосударственных отношениях и если настроены патриотично, то начинают вносить свою лепту, как они считают правильным, в борьбе с теми, кто плохо отзывается о России».
Между тем, ведущих хакеров калибра Якубца, похоже, ничуть не беспокоит, что их преступная деятельность чревата тюрьмой. По данным Национального агентства по борьбе с преступностью Великобритании, в 2017 году он закатил пышную свадьбу, которая обошлась больше чем в 350 000 долларов. Его невеста — дочь Эдуарда Бендерского, владельца нескольких компаний, близких ФСБ.
Итого: Российское правительство поддерживает рабочие отношения с криминальными хакерами, и его упорный отказ порвать с ними ставит США в затруднительное положение.
Статья написана при участии Генри Мейера и Джейка Рудницки