Хотя сегодня можно много прочитать о том, как складывается международная обстановка, о том, как разные страны должны строить свою внешнюю политику перед лицом этой меняющейся панорамы, пишут редко. Одним из выдающихся исключений в этой области является бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. В свои 98 лет он продолжает вести анализ и советует, советует и снова советует, как США должны поступать с разными странами. Особенно любит он давать советы в отношении Китая и России.
Что касается Китая, Киссинджер отмечает, что США никогда прежде не приходилось иметь дело со страной такого масштаба. Китай, действуя на основе принципов конфуцианства и марксизма, всегда стремится достичь более высоких показателей на технологическом и экономическом уровнях, угрожая США по нескольким направлениям. Киссинджер считает, что нужно найти способы умного сосуществования, которые приглушат стремления Китая к мировому господству. Минимальное требование для этого сосуществования заключается в том, чтобы обе стороны сами ограничивали себя в пагубных для этих важных отношений действиях. Кроме того, нужно не допускать военного столкновения между этими двумя высокотехнологичными странами. По мнению Киссинджера, такое сосуществование необходимо, достичь этого можно, но придется приложить усилия. При этом он считает критически важным развиваться быстрее, чем Китай, поскольку технологические новинки США должны превосходить организационный потенциал Китая.
Бывший госсекретарь считает, что у президента Байдена очень компетентная внешнеполитическая команда, которая пытается улучшить тон отношений с Китаем и совместно искать способы избежать столкновений, угрожающих базовым структурам обеих стран. В свою очередь, Байдену нужно уравновесить внутреннее давление со своими международными целями. Он не может быть «мягкотелым» перед лицом республиканской оппозиции, в то же время пытаясь выстроить отношения с Китаем и обеспечить внутреннюю сплоченность. Что касается Тайваня, Киссинджер напоминает, что именно эта тема была камнем преткновения на каждой его встрече с Мао и с Чжоу Эньлаем (Чжоу Эньлай — второй человек в КНР маоистского периода, один из лидеров коммунистической революции 1949 года — прим. ред.) во время его секретной поездки в Пекин в 1971 году. По мнению Киссинджера, двойственность, порожденная политикой «одного Китая», породила обновленный мировой порядок, в который народный Китай оказался, слава Богу, включен полностью. Учитывая эту историческую перспективу, Киссинджер предлагает действовать, опираясь на изобретательность, реалистический взгляд и жесткость, чтобы избежать военной конфронтации.
Что касается России, по мнению Киссинджера, настоящих обсуждений о том, как должны быть структурированы отношения между двумя странами, так и не состоялось. А диалог между Москвой и Вашингтоном всегда ограничивался краткосрочными вопросами. Анализируя столкновения на востоке Украины, Киссинджер приходит к выводу, что эта страна не должна становиться членом НАТО, ей лучше быть страной-мостом, как Финляндия. Поскольку, если Украина станет членом этого альянса, военная угроза России будет находиться в 480 километрах от Москвы, что только увеличит историческое ощущение незащищенности у русских.
По мнению Киссинджера, Россия, чье участие в делах на мировом уровне сегодня ограничено, всё ещё должна найти свое место в мире, оказавшись сегодня несколько изолированной. Хотя события на Украине представляют серьезную проблему для её европейских соседей, угроза со стороны России миру во всем мире, несмотря на всю символическую значимость страны как ядерной державы, не столь уж велика.
Хотя Киссинджер поддерживает диалог США с обеими этими автократическими государствами, Россией и Китаем, он считает, что диалога самого по себе недостаточно, если он не связан с тщательно проработанной концептуальной ясностью в вопросе о том, какой именно мировой порядок мы хотим поддерживать. По его мнению, процесс определения основных принципов сосуществования с Китаем не будет лишен напряженности и не обязательно приведет к конечной точке.
А где в этом раскладе Аргентина? В контексте отношений между США, Китаем и Россией Аргентина должна придерживаться стратегии различных горизонтов, действуя на разных уровнях (в том числе экономическом, политическом и технологическом). Однако близость отношений на разных уровнях может быть разной, всё зависит от страны взаимодействия. На экономическом уровне можно иметь близкие отношения с ближайшим зарубежьем, с устоявшимися державами Запада и новыми центрами власти (Китай, АСЕАН, Россия). На политическом уровне, хотя отношения с нашими соседями и устоявшимися державами могут быть близкими, нужно с максимальной осторожностью относиться к взаимодействию с автократическими странами, такими как Китай и Россия. Нужно помнить, что они не разделяют ни наших высоких демократических ценностей, ни ценностей прав человека.
В свою очередь, как предупреждал насчет Китая бывший министр иностранных дел Аргентины Данте Капуто (Dante Caputo), опасные китайские привычки вести дела могут проникать в политическую систему Аргентины. Так что на серьезном уровне, например, в деле приобретения технологий, нужно сотрудничать с устоявшимися державами и ближайшим зарубежьем. В случае с сотрудничеством с Россией и Китаем нужно пользоваться такими возможностями, как получение от них дешевых или бесплатных вакцин против covid-19. Но не надо слишком увлекаться дружбой с Москвой и Пекином, надо избегать ситуаций, которые наши соседи и устоявшиеся державы, типа США и их западных союзников могут посчитать «красной чертой». Именно это произойдет, если мы согласимся на китайские технологии 5G-сетей. Важно также избегать чрезмерно близких отношений на некоторых уровнях, которые будут вредить национальным интересам или провоцировать высокую степень зависимости.
Патрисио Кармоди — специалист в сфере международных отношений; член-консультант Совета по международным отношениям Аргентины (CARI) и Центра реализации государственной политики содействия справедливости и росту (CIPPEC).