Во Вторую мировую войну союзники предприняли множество героических наступлений. Но поистине решающее значение имело наступление немцев 22 июня 1941 года. Ни одна другая военная операция не была так важна для исхода войны.
Нападение на СССР в разгар лета 1941 года и открытие Восточного фронта стали серьезной ошибкой, которая на практике означала конец Третьего рейха Адольфа Гитлера.
В эти летние выходные москвичи были совершенно спокойны — никакой опасности они не ощущали. У них не было для этого поводов. Они ехали из города в прохладные сосновые и березовые леса Подмосковья, чтобы искупаться или отдохнуть на природе.
В Европе после шокировавших всех атак нацистов в 1939 и 1940 годах установилось относительное спокойствие. Весной 1941 года немецкие вооруженные силы вторглись в Грецию и Югославию, но в целом Вторая мировая война переместилась в Северную Африку и Азию. Великобритания не была сломлена, но, похоже, поставила крест на оккупированном немцами континенте. США, казалось, по-прежнему непоколебимо верили, что война в Европе — не их дело.
Когда утром стало известно, что нацисты решили использовать самую короткую и светлую ночь в году, чтобы напасть на СССР, эта новость казалась неправдоподобной.
Диктор московского радио завершил выступление словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». И он оказался прав. Но ценой победы стали 30 миллионов жизней.
Утром 22 июня миллионы немецких солдат вошли в Советский Союз. Советские военные были так же ошарашены, как и все остальное население. Генералы Гитлера трудились над «Операцией Барбаросса» почти год: идея вождя заключалась в том, чтобы поставить Великобританию на колени, сломив Советский Союз. Военные замыслы Гитлера принесли стране огромный успех на Западе. Нацистская Германия почти сверхъестественным образом завоевала всю Европу.
Нависая над картой огромного Советского Союза, который простирался на тысячи километров на восток, Гитлер казался непогрешимым богом войны. Решения его генералов и советников были выше всякой логики. Были отброшены здравый смысл и доктрина избегания войны на два фронта. Все предыдущие безуспешные попытки завоевать могущественную Россию, о которых повествовала история, были забыты.
Такую попытку предпринял шведский король Карл XII — но в 1709 году его остановили на территории нынешней Украины. И это стало концом великодержавия Швеции. Наполеон в 1812 году успел увидеть купола Москвы, но потому ему пришлось развернуться и уйти восвояси. Это стало концом Наполеона с его огромной армией. Гордыня Гитлера, его слепая вера в превосходство арийской расы и пренебрежение к славянским народам, стали началом конца нацистской Германии.
22 июня 1941 года стало переломным моментом и для Норвегии. Норвежские коммунисты, которые тогда следовали линии Москвы, мгновенно оказались втянуты в войну. Всего через месяц коммунистическая «Группа Освальда» провела на норвежской земле первую операцию саботажа. За этим последовало несколько попыток нанести удары по норвежской инфраструктуре. В Норвегии коммунисты долгое время были единственными, кто оказывал захватчикам вооруженное сопротивление, и после войны они внесли большой вклад в нашу национальную идентичность.
Какие уроки мы, современное общество, можем извлечь из опрометчивой атаки Германии на востоке, вызванной желанием Гитлера добиться господства, расширить для немцев «жизненное пространство» и окончательно решить «еврейский вопрос»? Эта нерациональность впечатляет и пугает. Нападение на СССР было не просто безрассудным, оно было настоящим безумием, заранее обреченным на провал. Это дает основания для размышлений по поводу нашей современной веры в разум как оплот против всего безумного и немыслимого.
Нападение на Советский Союз показывает, что люди могут принимать и воплощать в жизнь даже иррациональные и потенциально разрушительные для самих себя решения.