Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан на днях в интервью американским СМИ сообщил, что администрация Байдена планирует введение нового раунда санкций против России. Фактически с начала этого года Соединенные Штаты неоднократно угрожали принять меры по усилению санкций из-за российского вмешательства в президентские выборы США в 2020 году и даже рассмотреть возможность исключения России из системы расчетов SWIFT. Россия решительно осудила это и демонстративно заявила, что готова полностью «отключить механизм расчетов SWIFT». Она также объявила, что существенно скорректирует валютную структуру Фонда национального благосостояния, полностью ликвидировав запасы доллара и снизив его долю в Фонде с 35% до нуля, в то же время она увеличит долю евро, юаня и золота. В случае необходимости РФ также издаст указание государственным предприятиям полностью перевести свои иностранные расчеты в евро.
В результате, дедолларизация России снова вызвала бурные дискуссии и даже стала центральной темой прошедшего недавно Петербургского международного экономического форума. Президент Путин публично заявил, что Россия рассматривает возможность использования национальной валюты для расчетов. Он обвинил Соединенные Штаты в использовании доллара в качестве политического инструмента, что подрывает к нему доверие и ослабляет его роль в качестве мировой резервной валюты. В результате Россия обязана принять контрмеры для защиты своих национальных интересов.
На самом деле, дедолларизация — давно не новость в российском обществе. Много лет назад российское правительство уже вводило ряд политических мер по дедолларизации. В начале экономических преобразований в России в 1990-е годы производительность снижалась из года в год, национальная экономика ухудшалась, местная валюта обесценивалась, а доверие к рублю резко упало. Люди боролись за доллар как за инструмент расчетов и сбережений. На какое-то время в стране наступил избыток долларов, и национальная экономика продемонстрировала крайне серьезную тенденцию к долларизации. Вступив в XXI век, с постепенной стабилизацией национальной экономики, российское правительство приняло соответствующие меры, чтобы исключить доллар из своей внутренней экономической жизни. Тогдашние меры не были нацелены на Соединенные Штаты, а были направлены на оздоровление внутреннего рынка, регулирование финансового порядка и восстановление статуса местной валюты — рубля, что имело значение для защиты финансового суверенитета страны и не имело ничего общего с международными отношениями. Однако бэкграунд и причины нынешней волны дедолларизации в российском обществе полностью отличаются от прошлых.
После начала украинского кризиса в 2013 году Россия вернула Крымский полуостров в свой состав. Этот акт был решительно осужден и бойкотирован Соединенными Штатами и другими западными странами. Экономические санкции со стороны Запада продолжали усиливаться. Из-за его враждебного поведения Россия приняла ряд контрмер, и дедолларизация — одна из них. Путин отметил в речи, произнесенной в Совете Федераций в начале своего четвертого президентского срока в 2018 году, что монополия доллара не только нестабильна, но и опасна. Чтобы изменить структуру валютных резервов страны, особенно когда Соединенные Штаты вводят экономические санкции в отношении России, в целях укрепления ее «экономического суверенитета» необходимо «порвать» с долларом.
В последние несколько лет Россия предприняла практические меры по отделению от доллара по многим направлениям: постепенно сократила объем активов, номинированных в долларах; скорректировала структуру валютных резервов, снизила коэффициент доллара, увеличивая коэффициент других резервных валют и драгоценных металлов; сократила масштабы инвестиций в государственные облигации США — с прошлых 100 миллиардов до нынешних менее 4 миллиардов долларов. Россия стала как можно больше использовать национальную валюту и другие отличные от доллара валюты, такие как евро и юань, во внешней торговле, особенно в контрактах на закупку и продажу оптовых товаров. Впервые доля расчетов в долларах в экспорте упала ниже 50%. Были расширены масштабы валютных свопов со многими странами, чтобы снизить зависимость от валюты США.
На этот раз Россия заняла позицию полного разрыва с долларом. Этот шаг был сделан исключительно по принуждению и был направлен на предотвращение крайних финансовых санкций, которые могут принять Соединенные Штаты. Это превентивная акция самообороны. Фактически это даже больше политическая декларация, протест, насмешка и презрение американской гегемонии. Как выразился российский экономист Антон Табах, это «геополитическое решение».
В целом дедолларизация не окажет существенного влияния на Россию. Период, когда люди в России отвергали рубль, прошел, а феномен долларизации в жизни людей больше не существует. Статус рубля как законного платежного средства в целом стабилен. Таким образом, дедолларизация вряд ли окажет очевидное влияние на отечественную экономику и жизнь людей. Объемы прямой торговли России с Соединенными Штатами незначительны. Ее основными торговыми партнерами являются Европейский союз и Китай. Объем торговли с этими двумя крупными экономическими структурами составляет около 70% от общего объема ее внешней торговли. Торговля с ними теоретически не имеет препятствий для перехода расчетов на евро и юань. Следовательно, влияние дедолларизации на внешнюю торговлю России также будет ограниченным.
Дедолларизация явно пагубна только для Соединенных Штатов. Хотя этот шаг вряд ли существенно пошатнет международный статус доллара, он в определенной степени сузит масштабы его влияния. Широкое использование евро и юаня для международных расчетов будет способствовать дальнейшей интернационализации юаня и укреплению его статуса в качестве международной резервной валюты. Дедолларизация также будет активно приветствоваться странами зоны евро. Это ставит Соединенные Штаты в неловкое положение перед их союзниками, что само по себе является своего рода унижением для Америки и в определенной степени сыграет роль в разделении западных стран.
Чэнь Ицзюнь (程亦军) — научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук