Россия: экономические трудности и политические амбиции (Al Mayadeen, Ливан)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По данным Европейской комиссии, хотя пандемия и падение цен на нефть сильно ударили по России в 2020 году, снижение ВВП было умеренным. Является ли это показателем того, что Россия выходит из кризиса? По мнению автора, при ответе на этот вопрос нужно учитывать два момента.

Сегодня возникает множество вопросов относительно экономической ситуации в России. Как Москва планирует устранить несоответствие между глобальными политическими амбициями и экономическими возможностями?

На протяжении большей части российской истории экономический вопрос ассоциировался с трудностями и вызовами, а не благополучием и процветанием. Это всегда можно проследить в литературном наследии страны, где персонажи переживают любовь и голод, бедность и отсутствие безопасности, но при этом наполнены чувствами к своей земле, как родине-матери. Так и сформировался образ России-матушки, на протяжении всей своей истории стремившейся к свободе и жаждущей справедливости, в особенности экономической.

Таким образом, для России экономика представляет собой историческую дилемму. Холодная и огромная держава, желающая влияния и мощи и изо всех сил пытающаяся добиться, чтобы ее масштаб соответствовал реальным возможностям.

Около века лет назад она начала самый главный экономический эксперимент в своей истории. Это была социалистическая экономическая система под знаменем Советского Союза, и ее теоретики мечтали добиться мировой пролетарской революции, социальной справедливости и равенства между людьми. В основе этой идеи лежал постулат об исторической неизбежности классовой борьбы, которая в конечном итоге должна закончиться победой мирового коммунизма.

Советский Союз в течение 80 лет яростно защищал данную экономическую модель, а также присоединившиеся к ней правительства и партии. Он противостоял американской империи, которая олицетворяла собой противоположность вышеупомянутым ценностям и жестокость капитализма. В конце концов, экономические факторы способствовали распаду Советского Союза, а мир наблюдал за безумной военной гонкой.

После распада СССР экономический вопрос обострился, превратившись в постоянную дилемму, мешавшую Москве взять на себя ведущую роль на глобальном уровне, однако с приходом Владимира Путина в Кремль страна сильно изменилась. Новый лидер выступал за современный и глубокий пересмотр процесса принятия решений в России в стратегической, политической, экономической и других областях.

Новый президент решил отказаться от жестких доктрин и предпочел современную модель, отражающую дух эпохи. В ее основе лежит идея взаимной выгоды и национальных интересов и отказ от войны идеологий, поэтому Россия отошла от социалистической экономики и двинулась навстречу либерализму. Это движение осуществлялось согласно целям государства и видению президента, стремившегося вернуть государству былую славу. Так можно ли сказать, что местная экономика пока не может идти в ногу с амбициозными целями России как мировой державы и центра силы в современном мировом порядке?

Две приоритетные области: экономика и армия

Придя к власти, Путин сосредоточил внимание на восстановлении суверенитета и престижа России в качестве первоочередной задачи. Такой акцент был оправдан и отвечал потребностям народа, наиболее ярко выраженных на выборах 2000 года. В 1990-е годы россияне были унижены не только подчинением страны Западу во внешней политике и очевидной ее слабостью, но также по причине слабости институтов, утраты способности контролировать руководство, а также беспрецедентного краха структуры национальной экономики.

Новый президент вернул государству важнейшие производственные секторы: он забрал их у олигархов, присвоивших предприятия в 1990-е годы по рекордно заниженным ценам, которых, в свою очередь, посадил в тюрьму. Самым ярким примером стала ситуация вокруг энергетического гиганта ЮКОС. Кроме того, с 2003 года Путин начал работу по восстановлению военно-промышленного комплекса как важной части производственного сектора, где Россия имеет большие конкурентные преимущества.

Весной 2008 года, ровно через день после передачи поста президента Дмитрию Медведеву и став его премьер-министром, Путин четко обозначил приоритетные области: экономическую и военную. Это произошло через год после его исторического выступления на Мюнхенской конференции по безопасности, когда он открыто и решительно заявил о неприятии Москвой однополярного миропорядка и стремлении сформировать многополярный мир, основанный на плюрализме.

В своем выступлении перед Государственной Думой, Путин объявил, что его правительство сосредоточится на преобразовании экономики с опорой на научные инновации и развитие инфраструктуры, включая транспортный, жилищный сектора, экономики и СМИ. Помимо этого, он призвал превратить страну в региональный финансовый центр, так как это необходимо для расширения источников финансирования для частного и государственного секторов и повышения стабильности в мировой экономике. По его словам, с большими экономическими и финансовыми возможностями Россия способна преодолеть фазу нестабильности на мировых финансовых рынках.

В то время мировой финансовый кризис был в самом разгаре. Путин заглянул в будущее, сказав: «Через 10-15 лет мы должны войти в число стран-лидеров по таким показателям уровня жизни, как доход, социальное обеспечение, качество образования и медицинских услуг, средняя продолжительность жизни, состояние экологии и безопасность жилья». Как отметил тогда президент, поддержка армии и флота будет одним из приоритетов его правительства, поскольку только боеспособные и хорошо вооруженные войска способны защитить суверенитет и единство страны.

К тому времени российские вооруженные силы приобрели (с 2001 года) более 300 новых образцов оружия и техники, но западные правительства вводили искусственные ограничения, не позволяющие российским компаниям инвестировать за рубеж.

Позже ситуация в международных отношениях развивалась таким образом, что Россия и Запад часто оказывались по разные стороны баррикад. Так, вспыхнул конфликт в Ливии, и Москва была обманута западными державами. Затем началась война в Сирии, и россияне начали решительно действовать в целях укрепления своего статуса и расширения присутствия на мировой арене. В 2015 году страна продемонстрировала готовность к военному вмешательству.

Множество вопросов, включая расширение НАТО к российским границам, украинский кризис и возвращение Крыма, стали причинами для новых санкций, нанесших урон российской экономике и поставивших под угрозу амбициозный проект Путина по созданию мощной в экономическом и военном отношении России.

Пробелы в экономической модели

Как известно, российская экономическая модель в значительной степени зависит от сырьевых ресурсов, особенно от природного газа. Это считается самой большой проблемой экономики, поскольку ресурсы истощаются и не могут стать залогом устойчивого экономического роста. Тем не менее последние два десятилетия высшее руководство не прекращает попытки диверсифицировать источники национального дохода и развивать другие сектора.

Экономическая либерализация и стабилизация ситуации способствовали буму на фондовом рынке в период с 2000 по 2005 год. Многие отрасли, отсутствовавшие в советское время, стали активно развиваться, и национальный продукт на душу населения к 2007 году увеличился в 2,5 раза, но новая экономическая политика смогла добиться лишь ограниченных успехов.

Все эти годы экономика, похоже, нуждалась в постоянных политических стимулах. Санкции сократили возможности страны привлекать инвесторов из-за рубежа. Западная пропаганда относительно государственного контроля над экономикой в России не способствует улучшению имиджа страны как центра инвестиций, при этом площадь государства и численность населения по-прежнему представляют собой палку о двух концах. С одной стороны, ресурсы огромной территории должны удовлетворять потребности около 143 миллионов человек. С другой стороны, эти два показателя низки по сравнению с США как первой экономической державы в мире.

В чем причина? Причин тому множество, но все они вращаются вокруг различий в экономической модели, которая в американском случае основана на очень широком спектре производственных секторов. Тем временем в России ее фундаментом являются сырьевой сектор и военно-промышленный комплекс. При этом ситуация не столь плачевна, ведь планы Москвы в области национальной безопасности на 2012-2020 годы ставят перед собой большие цели. Так, страна планирует идти по пути диверсификации, особенно в области внешнеэкономических связей с государствами и организациями.

Показатели меняются

По данным Минэкономразвития России за первое полугодие текущего года, в марте экономика страны выросла на 0,5%. Это первый ежемесячный рост с момента начала пандемии полтора года назад.

Ранее в этом месяце заместитель министра экономики России Полина Крючкова подтвердила: экономика страны восстановится до уровня, предшествующего пандемии, всего за несколько недель. Руководство уделяет особое внимание конкретным направлениям. Например, поддержка инвестиционной активности нацелена на достижение 3% ежегодного роста при условии, что он будет устойчивым.

Российская экономика по-прежнему зависит от экспорта сырья, но демонстрирует рост после падения на 3% в 2020 году, рекордного спада за последние 11 лет. Столь быстрое восстановление после пандемии является положительным знаком для Москвы, так как, судя во всему, структурные реформы приносят плоды. По прогнозам Крючковой, в июне-июле ВВП восстановится до уровня четвертого квартала 2019 года.

Положительная тенденция

Об улучшении экономических показателей говорит не только Москва. Европа также заметила сдвиги. Так, Европейская комиссия улучшила прогноз относительно роста российской экономики на 2021 год с 2% до 2,7% и с 1,9% до 2,3% в 2022 году.

Эти прогнозы отражены в официальном отчете, опубликованном Европейской комиссией в июне текущего года. Согласно ему, в 2020 году российская экономика упала на 3% вместо 4,2%, как ожидалось в ноябре 2020 года. Другими словами, реальные экономические последствия пандемии в России оказались не такими тяжелыми, как ожидалось. Это говорит об успехах в экономическом регулировании пандемии (независимо от менеджмента в области здравоохранения и связанных с этим затрат). На этом фоне администрация Дональда Трампа, напротив, не смогла справиться с последствиями пандемии, что стало одной из главных причин его поражения на последних президентских выборах.

По данным Европейской комиссии, хотя пандемия и падение цен на нефть сильно ударили по России в 2020 году, снижение ВВП было умеренным. Является ли это показателем того, что Москва выходит из кризиса, ослабившего экономику страны?

Ответить на этот вопрос непросто, и здесь мы должны учитывать два аспекта. Во-первых, России по-прежнему необходимо укреплять и диверсифицировать свою экономическую структуру, чтобы иметь возможность играть глобальную роль на политическом уровне. Кроме того, ей нужно найти решение проблемы, связанной с колебаниями национальной валюты, и страна демонстрирует большие усилия в этом направлении.

Во-вторых, России не нужно противостоять другой экономической модели для достижения глобальной цели — формированию многополярного мира, где она бы играла роль отдельного центра силы. В новой системе распределение сил не будет соответствовать нашим привычным представлениям: возможно, жесткой иерархии не будет. С этой точки зрения формирующиеся экономические и политические блоки играют важную роль в отказе мира от односторонних действий и открывают путь к новому порядку, каким его видит Путин.

Обсудить
Рекомендуем