В начале мая сложная ситуация с пандемией в Индии не помешала главе МИД страны Субраманьяму Джайшанкару отправиться в Лондон для участия в расширенном формате G7. Однако у некоторых представителей индийской делегации оказались положительные тесты на коронавирус, поэтому министру все равно пришлось участвовать в мероприятии онлайн.
Случившееся хорошо отражает главный тренд в сегодняшней внешней политике Индии: страна сближается с Западом, но сохраняет при этом дистанцию.
Сближаться с Западом, и прежде всего с США, Индию подталкивают трудности в отношениях с Китаем. Взять одно то, что вооруженное противостояние индийских и китайских войск в Гималаях, начавшееся еще год назад, уже стало историческим — по своей длительности и потерям с обеих сторон.
А дистанцию с Западом Индия сохраняет в том числе из-за нежелания портить отношения с Россией. В условиях новой биполярности в международных отношениях и Индия, и Россия вынуждены склоняться к одному из полюсов. Так что похоже, что сегодня пути двух некогда близких партнеров начинают расходиться, как и их видение будущего.
Ближе к Америке
Сегодня отношения Индии и США находятся на пике своего развития. За последний год Индия сделала несколько важных шагов в сторону Америки: стала активно сотрудничать со странами Quad (основанная американцами площадка, объединяющая США, Индию, Австралию и Японию), провела совместные с Quad военно-морские учения в Бенгальском заливе и Аравийском море, а также приняла участие в саммите G7, хоть и виртуальное.
Схожие взгляды на Китай стали одной из главных причин этого сближения. Индия, по сути, следует за западными странами в своей борьбе с китайскими технологическими гигантами. В мае этого года индийское правительство исключило китайские компании Huawei и ZTE из списка участников испытаний сети 5G. Взамен сетями 5G в Индии займутся Nokia, Ericsson и Samsung.
Пока Индия блокирует на своей территории китайские мобильные приложения, американские техногиганты Facebook, Google и Amazon инвестируют миллиарды долларов в IT и свободно конкурируют друг с другом за долю на индийском рынке цифровых платежей.
Сближение со Штатами происходит и в военной сфере. В сентябре 2020 года Индия разрешила американскому патрульному противолодочному самолету P8 «Посейдон» заправиться на своей базе в Порт-Блэр, впервые за последние три года применив положения меморандума о логистическом обмене между странами.
Другой пример — заявление начальника Генштаба индийских вооруженных сил Бипина Равата о том, что странам Quad важно обеспечить свободу морской и воздушной навигации в Индийском океане. Эти слова буквально повторяют традиционную американскую риторику, направленную против действий Китая в Южно-Китайском море.
Помимо Китая, у индийско-американского сближения есть и другие причины — сотрудничество двух стран углубляется уже около 20 лет. Отношения впервые заметно улучшились после того, как Вашингтон пересмотрел свою политику в регионе и уделил особое внимание Индии — признал ее ядерный статус, возобновил поставки военной техники, прерванные после индийских ядерных испытаний 1998-го, и начал проводить совместные военные учения. Также США теперь рассматривают Индию как самостоятельное направление американской политики, отдельное от Пакистана.
С индийской стороны премьер-министр Нарендра Моди с самого прихода к власти в 2014 году избрал курс на углубление сотрудничества с США, особенно в сфере обороны и безопасности. При Моди Индия подписала с американцами все основополагающие соглашения, которые находились в подвешенном состоянии с 2004 года: меморандум о логистическом обмене (2016); соглашение о совместимости средств связи и безопасности (2018); cоглашение об обмене передовыми военными технологиями и геопространственной информацией (2020).
Между странами стали улучшаться и экономические связи. США — уже несколько лет крупнейший торговый партнер Индии, товарооборот двух стран составляет $80 млрд, а с учетом торговли услугами и вовсе приближается к $150 млрд.
Рамки сближения
Однако у сближения Индии со Штатами есть ограничения, за которые Моди заступать не может. Для индийских политиков сотрудничество с США всегда было токсичной темой: общество относится к Америке с большим подозрением, чем умело пользуется оппозиция. К примеру, даже такое грандиозное соглашение, как ядерная сделка c США 2008 года, которая, казалось бы, полностью соответствует интересам Индии, вызвало шквал критики, ожесточенные споры в парламенте и СМИ.
Поэтому, несмотря на интенсификацию военных связей со Штатами, Индия старается не заходить на этом пути слишком далеко. Речь не идет ни об открытии для американцев индийских военных баз, ни о том, чтобы разрешить ВМС США регулярно пользоваться индийскими портами для заправки или ремонта кораблей.
Кроме того, подходы Индии и США в регионе не всегда совпадают, что подтвердил эпизод с американским эсминцем, проводившим в начале апреля операцию по обеспечению свободы навигации вблизи индийской островной территории Лакшадвип. Маневры военного корабля США проходили в исключительной экономической зоне Индии без предварительного согласования с Нью-Дели.
Такое случалось и раньше, и инцидент, вероятно, удалось бы замять, если бы 7-й флот США не выпустил пресс-релиз, где сообщил, что таким образом отстаивает навигационные права и свободы и оспаривает «чрезмерные морские притязания» Индии. Подобный язык вызвал взрыв негодования в индийских медиа и соцсетях.
Тем не менее в целом Индия гораздо более благосклонно, чем раньше, относится к военному присутствию США в Азии и даже в собственной зоне влияния — регионе Индийского океана. По логике руководства Индии, чем меньше роль США в регионе, тем больше возможностей распространить свое влияние открывается для Китая.
Разрыв в экономических и военных возможностях с Китаем уже настолько велик, что справиться в одиночку с китайским присутствием в регионе Нью-Дели не сможет. Индии все труднее предлагать малым странам Южной Азии альтернативу китайской помощи, которая от вопросов экономического развития все чаще переходит в политическую плоскость. Поэтому Нью-Дели нуждается в активном присутствии Вашингтона, чтобы уравновешивать китайскую военную и экономическую мощь.
Скепсис России
Одновременно Индия хотела бы не допустить гегемонии одной державы в Азии, даже если эта держава — США. Поэтому, несмотря на все сложности в отношениях с Китаем, в стране существует устойчивый консенсус, что присоединение к одной из сторон в американо-китайском противостоянии не отвечает индийским интересам.
Так что Индия вряд ли пойдет на заключение военного альянса с США. Статус американского союзника неизбежно сократит пространство для маневра в отношениях с развивающимися странами и ударит по связям с Россией. Даже нынешнее сближение, далекое от союзничества, вызывает упреки со стороны Москвы за то, что Индия переходит «под американский военный зонтик».
Москва регулярно критикует концепцию Индо-Тихоокеанского региона, у истоков которой стояли индийские стратеги и ученые. Российские официальные лица часто игнорируют то, что у разных стран есть разные подходы к этой концепции, и воспринимают ее как исключительно американскую стратегию. Чувствуется в заявлениях Москвы и недовольство тем, как активно Индия ведет себя в Quad, которую российские власти, как и их китайские коллеги, называют «азиатским НАТО».
В отношениях России с Индией сейчас две фундаментальные проблемы. Во-первых, Москва не способна расширить свои отношения с Нью-Дели за пределы секторального сотрудничества в военной сфере и энергетике. Экономические связи государств развиваются вяло: товарооборот, вопреки призывам увеличить его до $30 млрд к 2025 году, уже несколько лет колеблется в районе $10 млрд. Во-вторых, конфронтация с США заставляет Россию делать сильный крен в сторону Китая в своей внешней политике в Азии, что, несомненно, сказывается на отношениях с Индией.
Другой источник раздражения для Нью-Дели — это российские отношения с Пакистаном. В 2015 году Москва объявила о поставках Пакистану четырех боевых вертолетов Ми-35 и тем самым прекратила негласно существовавшее эмбарго на экспорт военной техники в эту страну. С 2016-го страны регулярно проводят антитеррористические учения «Дружба».
Участилось взаимодействие по вопросам региональной безопасности на уровне представителей МИД и советников по нацбезопасности. Проявился российский интерес к сотрудничеству в сфере энергетики: строительству газопровода Карачи — Лахор, недавно переименованного сторонами в «Пакистанский поток», и поставкам сжиженного природного газа.
Россия в обход Индии сотрудничает с Пакистаном по афганскому вопросу. В начале года российский МИД не пригласил Индию на встречу «расширенной тройки» Россия — Китай — США, где также были представители Пакистана, Турции, Катара и афганцев. В Нью-Дели некоторые увидели в этом пакистанский след, другие — подтверждение теории, что вокруг Индии формируется сдерживающая ось Китай — Пакистан — Россия.
Москва стала активно дружить с Исламабадом примерно тогда же, когда потеплели отношения между Нью-Дели и Вашингтоном, так что это, скорее всего, стало российским ответом на сближение правительства Моди с США. Вот и сдвоенный апрельский визит Лаврова в Нью-Дели и Исламабад очень похож на дипломатический маневр, демонстрирующий Индии, что Россия отказывается от самоограничений в отношениях с Пакистаном.
Как в море корабли
Удары по чувствительным для Индии вопросам — то проведение учений с Пакистаном в спорных районах Кашмира, то предложение посредничать в индо-пакистанском конфликте — указывают скорее на преднамеренный характер российских действий.
Перестать оглядываться на Нью-Дели при развитии сотрудничества с Пакистаном все активнее призывают российские военные эксперты. С их точки зрения, раз Россия потеряла позиции эксклюзивного поставщика Индии, то должна продавать Пакистану то, от чего отказываются индийцы. Но признаков роста экспорта вооружений в Пакистан нет, пока речь идет лишь о точечных поставках, что подтвердил Лавров во время переговоров в Исламабаде. Он заявил, что Россия продолжит укреплять «антитеррористический потенциал Пакистана», в том числе путем поставок «соответствующей военной техники».
Такой подход России кажется скорее эмоциональным, чем рациональным. Индия все еще остается крупнейшим импортером российского оружия, и в этой роли Пакистан со своей нестабильной экономикой не способен ее заменить. А та российская боевая техника, которая уже поставляется, если даже и укрепит возможности Пакистана по борьбе с террористами, едва ли приведет к прогрессу на этом направлении. Общие связи России с Пакистаном весьма непрочные, совместные экономические проекты продвигаются медленно из-за антироссийских санкций. При этом Пакистан умело использует Россию в своих интересах — например, для продвижения повестки по Кашмиру.
Правда, для Индии российско-пакистанская дружба — это тоже скорее вопрос эмоций. А вот крепнущее партнерство России и Китая имеет гораздо более серьезные последствия. Российская помощь КНР в выстраивании системы предупреждения о ракетном нападении, технологическое и энергетическое сотрудничество, рост торговли и инвестиций, разговоры, пускай и умозрительные, о военном союзе двух стран, — все это вызывает серьезное беспокойство в Индии.
Вместо нового Движения неприсоединения Россия и Индия все больше сдвигаются к двум мировым центрам силы — Китаю и США. Это расхождение постепенно сжигает мосты российско-индийской дружбы. Партнерство двух стран напоминает разваливающийся брак, где разлюбивших друг друга супругов от развода отделяет лишь нажитая за годы совместной жизни взаимозависимость. Сегодня в российско-индийских отношениях еще осталось пространство для прагматичного диалога, но там уже нет похожего видения будущего.
Статья опубликована в рамках проекта «Диалог Россия — США: смена поколений». Взгляды, изложенные в статье, отражают личное мнение автора