Časopis argument (Чехия): провал кампании по вакцинации, или кто копает «Спутнику V» яму...

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Геополитическая слепота политиков подорвала в Словакии доверие к вакцинации. Во многом это связано с «приключениями» российской вакцины — именно для «Спутника V» там создали массу сложностей. Опорочив «Спутник V», русофобские политики победоносно заявили, что в Словакии эта вакцина никому не интересна. Но, как выясняется, это была Пиррова победа.

В последние недели в Словакии стартовала новая кампания в поддержку вакцинации от коронавируса covid-19. Президент З. Чапутова выступила по телевидению с призывом к гражданам проявить ответственность, и уже пошли разговоры о том, чтобы финансово мотивировать людей к вакцинации или ввести обязательную вакцинацию. Но вся эта компания не достигает своей цели, поскольку люди, которые ведут эту кампанию, не внушают доверия. Невозможно забыть, какие кульбиты они исполняли, меняя свое отношение к вакцинам. В начале года политики буквально набрасывались на любого, кто проявлял недоверие к экспериментальным вакцинам компаний «Пфайзер-Бионтех» или «АстраЗенека». Но когда в Словакию поступил «Спутник V», поборники вакцинации превратились буквально в «антиваксеров». В кампании против российской вакцины использовалось почти все, начиная с неточных заявлений Государственного управления по контролю лекарств («эти вакцины связывает только название») и требований опубликовать договор с поставщиком «Спутника V» вплоть до отставки правительства Матовича. Однако многие граждане заметили, что у этих политиков двойные стандарты, и когда речь идет о западных вакцинах, то, например, они не требуют публикации договоров об их поставке. Именно из-за этой геополитической слепоты значительная часть словацких граждан утратила доверие к кампании по вакцинации, и у них сложилось впечатление, что политики лоббируют определенные фармацевтические кампании.

Борьба со «Спутником V»

В начале 2021 года правительственная коалиция в Словакии оказалась в очень сложной ситуации, прежде всего в связи с тем, что не справлялась с пандемией коронавируса. В Словакии регистрировался высокий уровень смертности; государственная помощь хозяйствующим субъектам была недостаточной; предписания давались сбивчивые; правовые гарантии отсутствовали, а управление осуществлялось непрозрачно. Одним из методов борьбы с пандемией и связанными с ней проблемами должна была стать вакцинация высокими темпами. Именно поэтому Игор Матович решил последовать примеру соседней Венгрии, которая в начале года стала лидером вакцинации в ЕС. Из-за нехватки вакцины от западных производителей Будапешт импортировал вакцину из России и Китая. При этом важную роль сыграли поставки вакцины «Спутник V», которая пользовалась там большой популярностью. Поэтому в конце февраля Игор Матович договорился о закупке вакцины «Спутник V» из России. Можно утверждать, что закупка вакцины «Спутник V» стала, пожалуй, наиболее разумным шагом Игора Матовича на посту премьер-министра. Что парадоксально, именно этот шаг привел к отставке его правительства.

Основной минус «Спутника V», как заявлялось, в том, что еще не завершился процесс его регистрации в Европейском агентстве лекарственных средств. При этом не учитывалась масса доказательств безопасности этой вакцины, как и тот факт, что в соседней Венгрии регистрационный процесс прошел успешно. Более того, вакцину «Спутник V» там официально признали наиболее безопасной и эффективной, и ее получил миллион венгров еще до того, как ее начали применять в Словакии. После назначения министра Ленгварского тактика несколько изменилась. Демонизация «Спутника V» продолжалась. Лингварский категорически отверг его, но больше всего усилий он прилагал для того, чтобы откладывать начало его применения под разными предлогами до тех пор, пока в Словакии не появятся в избытке другие вакцины. Это делалось для того, чтобы все, кто хотел вакцинироваться, получил сначала доступ к западной вакцине. Когда в марте 2021 года партия «Спутника V» прибыла в Словакию, западных вакцин не хватало, но к маю ситуация с ними значительно улучшилась. Возобновились поставки «Пфайзера» и «Модерны», которые пользовались большим доверием у населения, чем вакцины «АстраЗенека». Таким образом, «Спутник V» начали применять не сразу после закупки в марте 2021 года, а позднее, когда у большинства желающих уже появилась возможность получить другую вакцину. Именно по этой причине многие из тех, кто активно добивался вакцины «Спутник V», постепенно утратили надежду и вакцинировались весной западными вакцинами.

Для вакцинации «Спутником V» в Словакии создали и другие сложности. За исключением Братиславы и Жилины пункты вакцинации «Спутником V» в регионах намеренно разместили очень неудобно. Их открыли в маленьких городках вдали от магистралей, что очень осложнило доступ к вакцине для тех, кто менее мобилен. Особенно неудобно расположили центры вакцинации «Спутником V» для жителей Восточной Словакии, которых отправили в Бардейов, Михаловице и Лученец. Также ничем не обосновано был запрет на вакцинацию «Спутником V» людей старше 60 лет. Министр в данном случае сослался на устаревшую информацию, и изменить ситуацию удалось только после протестов желающих привиться российской вакциной. Кроме того, все чаще высказывались опасения насчет скорого истечения срока годности «Спутника V». И хотя эти опасения были обоснованными, их высказывали, по всей видимости, чтобы дополнительно отпугнуть желающих. Из-за подобного подхода органов государственной власти к вакцинации «Спутником V» часть общественности, конечно, утратила интерес к нему. В итоге русофобские политики победоносно констатировали, что в Словакии эта вакцина никому не интересна. Но, как выясняется, это была Пиррова победа.

Непрозрачные договора

Очень часто в словацких СМИ встречались заявления политиков о том, что договор с производителем «Спутника V» для Словакии был невыгодным. Однако чтобы оценить его выгодность или невыгодность, следовало бы сравнить этот договор с договорами с компаниями «АстраЗенека», «Пфайзер» или «Модерна». Договоры с «Пфайзером» и «Модерной» до сих пор не обнародованы. Договор с «АстраЗенека» опубликован частично. В нем 41 страница, но большая часть текста затемнена (несравненно большая часть, чем в договоре о «Спутнике V»). Поэтому важные части договора нам по-прежнему неизвестны. Причем речь в них шла о таких вещах, как финансирование и стоимость или сроки поставок вакцин. А ведь европейская общественность добивалась публикации информации из договоров на протяжении нескольких месяцев. Но в отличие от производителя «Спутника V» поставщики западных вакцин, по всей видимости, не дали согласия на публикацию. СМИ мэйнстрима вообще не проявили интереса к публикации договоров. Стоит также отметить, что Европейская комиссия заключала договор с «АстраЗенека» не от имени Европейского Союза, а от имени его стран-членов, а споры с этой фирмой должны решаться в соответствии с бельгийским правом.

Тем не менее некоторые вещи буквально бросались в глаза из-за своей непрозрачности. Договор с «АстраЗенека» заключался тогда, когда вакцины еще не было в наличии и она не прошла процесс согласования в Европейском агентстве лекарственных средств. Договор с «АстраЗенека» был подписан 14 августа 2020 года, а «скользящий обзор» (rolling review) агентство начало только осенью. Таким образом, еще до создания вакцин круг поставщиков был определен, и поскольку в него не вошли российские и китайские компании, они не видели смысла добиваться согласования в Европейском агентстве лекарственных средств. И хотя самая важная информация в договоре с «АстраЗенека» была скрыта, евросоюзные бюрократы халатно выполнили свою работу, когда затемняли часть засекреченной информации. Благодаря этому читателям удалось кое-что прочитать. Всплыли важные данные, в частности о том, насколько быстро ЕС обязался оплатить компании «АстраЗенека» предварительные расходы на исследования. Поэтому неудивительно, что по информации, которая появилась в так называемом даркнете и которую опубликовал «Ле Монд», ответственный за этот процесс комиссар добилась скорейшей регистрации определенных вакцин. А теперь давайте представим, что было бы, если бы Словакия выплатила России несколько миллионов евро еще до того, как вакцина была создана, а некоторые СМИ опубликовали бы информацию о том, что словацкое правительство пролоббировало «Спутник V» в Европейском агентстве лекарственных средств?

В случае «Спутника V» между Словакией и производителем вакцины были совершенно другие правовые отношения. Словакия не покрывала расходы российской стороны на разработку вакцины и в переговоры о договоре вступала в невыгодном положении. В конце февраля 2021 года вакцины от covid-19 представляли собой узкопрофильный товар, за которым охотился весь мир, и производители не могли удовлетворить всех желающих. Дополнительные поставки вакцины были успехом, и Игор Матович его на самом деле достиг. Москва отправила Словакии вакцины в первоочередном порядке, заставив подождать несколько десятков государств, которые уже подписали с производителем договора. В момент, когда Словакия подписывала договор, многие страны мира были готовы подписать какой угодно договор, только чтобы получить вакцину. Некоторые страны-члены Европейского Союза воспользовались европейской неразберихой и обеспечили себе поставки в ущерб другим. Кое-кто искал помощи за пределами Европейского Союза. Еще одной претензией к «Спутнику V» стал вопрос цены и финансирования. По доступной информации, эта вакцина обошлась дороже, чем вакцина «АстраЗенека», но дешевле вакцины «Модерна» и «Пфайзер-Бионтех». Кроме того, из-за ограничительных мер экономика Словакии теряла каждый день десятки миллионов евро, и вакцины казались единственным выходом из пандемии. В некоторых государствах Европейского Союза подсчитали, что за каждую вакцину придется заплатить 250 евро.

Промах Европейского Союза

Тактика Европейской комиссии в отношении производителей вакцин с самого начала вызывала вопросы. Брюссель выбрал несколько фирм, которым профинансировал разработку вакцины, ожидая, что эти компании в первоочередном порядке отправят их в государства Европейского Союза. На эти цели ЕС выделил 2,7 миллиарда евро. Но те фирмы, которые получили от ЕС деньги на разработку вакцины, в решающий момент отдали предпочтение другим покупателям, прежде всего Соединенным Штатам и Великобритании. Туда начали экспортировать даже те вакцины, которые производились на территории Европейского Союза. Вообще компании «Пфайзер», «Модерна» и «Джонсон и Джонсон» базируются в США, а штаб-квартира фирмы «БионТех», которая сотрудничала с «Пфайзер» при производстве вакцины, хоть и находится в Германии, торгуется на нью-йоркской бирже и подвержена влиянию американских держателей акций. «АстраЗенека» — британская компания, и хотя ее иногда называют британо-шведской, ее штаб-квартира после слияния с 1999 года находится в Великобритании. Даже после Брексита эта фирма не переехала в ЕС и по-прежнему предпочитает тесную связь с британским правительством. Из-за действий означенных компаний в пользу англо-саксов и в ущерб государствам Европейского Союза встает вопрос, почему Европейская комиссия поддержала англо-саксонские компании. Политику преференций для конкретных фирм со стороны Европейской комиссии можно было бы отчасти понять, если бы производители были европейскими и их главным партнером была бы Европейская комиссия. Но получилось так, что из-за решения Брюсселя вакцинами, которые применялись в ЕС, распоряжались неевропейские субъекты.

Проблема европейской поддержки производителей вакцин, которые близки к Вашингтону и Лондону, не отдельный инцидент, а структурная проблема политики Европейского Союза. Европейская комиссия слишком прониклась идеей о «коллективном Западе» и поэтому передала бразды правления в области современных технологий союзникам из США и Великобритании. В ЕС американские компании заняли доминирующую позицию не только в области биотехнологий, но и в киберпространстве (Google, Apple, Facebook, Amazon, Microsoft). В отличие от России, которая создала собственные аналоги (Яндекс, ВКонтакте), или Китая (Baidu, TikTok и пр.) ЕС в области киберпространства впал в опасную зависимость от американских монополий. Кульминацией стала реакция европейцев на повторение скандала, когда в мае 2021 года опять стало известно о прослушке европейских политиков американскими спецслужбами, в том числе с помощью партнерских служб Дании. Вялая реакция политиков и СМИ доказала структурную проблему Европейского Союза. Раз Брюссель не смог соответствующим образом отреагировать даже на этот скандал, не стоит удивляться, что он не способен эффективно надавить на производителей вакцин из стран своих союзников.

Доверие нужно заслужить

Важный момент, который СМИ мэйнстрима и политики до сих пор не поняли, заключается в том, что, опорочив «Спутник V», они очень навредили кампании по вакцинации в целом и созданию коллективного иммунитета. Словацкое общество вообще не спешит вакцинироваться, а теперь эта тенденция упрочена дополнительными факторами. Один из них — неожиданные изменения в отношении к вакцинам, вызванные геополитическими предпочтениями. Они вызвали большое недоверие. Еще один фактор — обоснованное недоверие общественности к институтам, которые во время пандемии дали сбой. Буквально фатально оплошали как европейские, так и словацкие национальные органы, и поэтому не стоит удивляться, что граждане отказываются верить, когда им снова и снова навязывают «единственно правильный вариант». Терпение населения, которое молча сносило обязательное тестирование, не безгранично. Но новой рекламной кампанией, на которую правительство выделило огромные деньги, или финансовым вознаграждением для граждан проблемы не решить. Они не пойдут вакцинироваться. Успеха можно добиться только тогда, когда в борьбе с пандемией геополитические предпочтения отойдут на второй план и когда политики убедят граждан, что они на самом деле пекутся о словацких интересах.

Обсудить
Рекомендуем