Politico (США): как Путин может сорвать планы Байдена после Афганистана

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США хотели бы разместить свои войска в Средней Азии, чтобы не допустить падения Кабула. Но Россия попытается осложнить им задачу, считает автор. Двадцать лет назад Москва разделяла опасения Вашингтона насчет терроризма, исходящего из Афганистана. Но теперь эта угроза ослабла, а соперничество между державами усилилось.

Не исключено, что чтобы покончить с самой продолжительной из своих войн, США потребуется помощь заклятого врага — Владимира Путина.

В последние недели администрация Байдена тихо зондировала правительства Средней Азии в надежде устроить в одной или нескольких странах региона базы после вывода войск из Афганистана. Главных запросов у США два: создать перевалочный пункт для наблюдения за террористической деятельностью в Афганистане и временно разместить несколько тысяч афганцев в ожидании американской визы.

Но Москва может воспользоваться своим значительным экономическим и военным влиянием в регионе, чтобы сорвать эти планы, предупреждают американские чиновники и эксперты.

Вопросы, как продолжить борьбу с террористами и защитить сотрудничавших с американскими войсками афганцев после ухода США, обострились в пятницу, когда последние солдаты покинули авиабазу Баграм — крупнейшую в Афганистане и оплот американских сил почти за 20 лет войны. По данным Центрального командования США, по состоянию на вторник военные США завершили вывод войск на 90%.

В четверг это предложение вошло в повестку дня на встрече госсекретаря Энтони Блинкена с коллегами из Таджикистана и Узбекистана. Источник в Конгрессе назвал эти среднеазиатские государства наиболее вероятными кандидатами на эту роль с точки зрения военных стратегов США. Обе страны граничат с Афганистаном и обеспечат США более быстрый доступ по сравнению с существующими базами на Ближнем Востоке и авианосцами в сотнях миль от Персидского залива.

В пятницу министр обороны Ллойд Остин встретился с министром иностранных дел Таджикистана. А ранее в мае эти страны посетил спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад. В отчетах о пятничных встречах Блинкена это предложение не упоминалось, однако отмечалось согласие чиновников, что прекращение конфликта в Афганистане пойдет на пользу всему региону.

США уже размещали войска в Средней Азии в поддержку войны в Афганистане. После атак 11 сентября 2001 года американские военные использовали для операций в Афганистане две базы — в Узбекистане и Киргизии. Позже обе они закрылись из-за волнений и давления со стороны Кремля, который относится к присутствию США в регионе все более настороженно.

Но перспектива такого соглашения с любым из среднеазиатских государств сейчас маловероятна, учитывая, что отношения Вашингтона и Москвы достигли едва ли не низшей точки со времен холодной войны. Многие из этих стран зависят от России — и в некоторой степени от Китая — в экспорте, военных закупках и обучении своих сил. Эксперты считают, что для размещения на своей территории войск США государствам бывшего Советского Союза необходимо молчаливое одобрение Москвы.

«Россия считает Среднюю Азию зоной своего влияния и не рада там другим — особенно США», — сказал генерал армии в отставке Дэвид Петреус (David Petraeus), командовавший войсками в Афганистане при бывшем президенте Бараке Обаме.

Однако представитель Пентагона Джон Кирби (John Kirby) сказал, что даже без присутствия в Средней Азии у США есть потенциал для оказания помощи афганским военным, имея в виду базы и корабли ВМС США в Персидском заливе.

«Нет такого места на Земле, куда мы не смогли бы попасть, если захотим», — сказал он.

Представитель Госдепартамента от комментариев для статьи отказался.

Связи Средней Азии с Россией очень осложняют задачу уговорить эти страны принять у себя тысячи афганских переводчиков и других лиц, помогавшим вооруженным силам США во время войны. Россия не требует виз ни для одной из трех рассматриваемых стран (Узбекистана, Таджикистана и Казахстана), поэтому Москве в целях безопасности придется укрепить пограничный контроль, считает научный консультант Московского центра Карнеги Темур Умаров. Кроме того, из-за усугубляющейся экономической ситуации и последней волны пандемии страны вряд ли согласятся принять дополнительных мигрантов.

Однако обнадеживает уже сам факт обсуждений, считает член палаты представителей Майкл Вальц (Michael Waltz), республиканец от Флориды и бывший «зеленый берет». Он — один из группы законодателей, которые требуют от Байдена ускорить эвакуацию афганских переводчиков.

«Я рад, что администрация Байдена изучает все варианты, — сказал Вальц, упомянув перспективу отправки на остров Гуам. — „Талибан" (запрещенная в России организация, прим. ИноСМИ) наступает, и времени остается все меньше».

Что касается размещения американских войск, то России эта идея не понравится. Рассмотрим Таджикистан, одну из пяти стран, граничащих с Афганистаном. По словам Умарова, хотя у Душанбе есть опыт работы с США, — включая выданное после терактов 11 сентября 2001 года разрешение на заправку американских военных самолетов, — на сегодняшний день отношения с Вашингтоном прохладные. Сидящий у власти с начала 90-х годов президент Эмомали Рахмон — фигура неоднозначная, последний раз был в США в 2002 году.

Между тем экономика Таджикистана сильно зависит от России и Китая. В 2020 году денежные переводы от таджикских гастарбайтеров в России составили более 20% ВВП. Еще 20% приходятся на китайские займы (половина внешних займов страны).

В военном отношении Таджикистан — член Организации Договора о коллективной безопасности, военного альянса бывших советских республик, и на его территории уже есть российская база. Свой пост на границе с Афганистаном строит и Китай.

По словам Умарова, сегодня у России и Китая есть все основания противиться размещению американских войск в Таджикистане — или любой другой стране Средней Азии. Двадцать лет назад после терактов 11 сентября Москва и Пекин разделяли опасения Вашингтона насчет терроризма, исходящего из Афганистана. Но теперь эта угроза ослабла, а соперничество между тремя державами лишь усилилось. По его словам, Россия считает американскую кампанию в Афганистане очередным средством ослабить влияние Москвы.

«По этому вопросу Москва и Пекин солидарны, — сказал Умаров. — Средняя Азия не будет рисковать долгосрочными отношениями с Россией и Китаем ради помощи США».

И Россия, и Китай сознают риск для региональной стабильности с уходом США и НАТО, но при этом видят и «шанс воспользоваться вакуумом безопасности и закрепиться в роли региональных посредников», написали научный сотрудник Университета национальной обороны Джеффри Манкофф (Jeffrey Mankoff) и научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований Сайрус Ньюлин (Cyrus Newlin) в недавней статье журнала War on the Rocks.

Среди оставшихся соседей Афганистана — Китая, Ирана, Пакистана, Узбекистана и Туркменистана — перспективы американского присутствия ограничены. Китай и Иран даже не рассматриваются. Премьер-министр Пакистана Имран Хан на прошлой неделе недвусмысленно захлопнул дверь насчет всяких перспектив американского присутствия в стране.

Изоляционистский Туркменистан, — Умаров назвал его «среднеазиатской Северной Кореей», — никакого интереса к сотрудничеству с США в урегулировании конфликта в Афганистане не проявил. Кроме того, он зависит от Пекина экономически даже сильнее своих соседей: более 80% туркменского экспорта уходит в Китай, с которым страну связывает газопровод.

По мнению экспертов, самая перспективная из стран, граничащих с Афганистаном, — Узбекистан. Ташкент гораздо меньше зависит от России и Китая экономически, не входит в ОДКБ и не имеет иностранных военных баз. Кроме того, президент Шавкат Мирзиёев возобновил отношения с США и даже недавно посетил Вашингтон.

Наконец, Узбекистан уже принимал у себя американские войска. С 2001 по 2005 год тогдашний президент Ислам Каримов сдавал американцам в аренду авиабазу Карши-Ханабад, а с 2013 по 2016 год в Ташкенте находился атташе НАТО по Средней Азии.

Но перспектива размещения в Узбекистане американских войск, вероятно, натолкнется на серьезное сопротивление Москвы и Пекина — а также узбекского общества, где царит отрицательное отношение к вмешательству в афганский конфликт, сказал Умаров.

Кроме того, любое соглашение о присутствии американских войск повлечет за собой изменения в узбекском законодательстве. По действующим законам размещать у себя иностранные военные базы Узбекистан не может.

По словам Умарова, десятилетиями наблюдая за неудачами США и Советского Союза, Узбекистан пришел к выводу, что у афганского кризиса «нет военного решения».

По словам Петреуса, даже если Узбекистан согласится принять американские войска, его правительство, скорее всего, установит ряд ограничений — например, позволит Вашингтону пользоваться лишь невооруженными самолетами. Еще одна проблема — дополнительные расходы Вашингтона на создание необходимой инфраструктуры, добавил он.

Администрация Байдена могла бы бросить свой взгляд подальше — например, на Киргизию. С Афганистаном она не граничит, но прежде уже принимала у себя американские войска. Однако, как и Таджикистан, Киргизия сильно зависит от денежных переводов трудовых мигрантов из России и задолжала Китаю, сказал Умаров. Кроме того, Киргизия входит в ОДКБ и имеет на своей территории российскую военную базу.

США разместили свои силы в транзитном центре Манас после 11 сентября, но в 2014 году Киргизия базу закрыла из-за давления Москвы, — примерно тогда же Россия вторглась в Крым, и напряженность в отношениях с Западом резко возросла.

По словам Умарова, еще более серьезную проблему для Вашингтона представляют собой политические неурядицы. В Киргизии за последние 15 лет произошло три революции. Если непредсказуемость сохранится, Пентагон не сможет гарантировать безопасность американских войск на территории страны.

Еще менее приемлемый вариант — Казахстан. Страна зажата между Россией и Китаем и является одним из ближайших союзников Москвы и одним из главных экономических партнеров Пекина в регионе. Кроме того, он удален от Афганистана, — они друг с другом даже не граничат, — и далек от идеала для базирования американских войск.

В какой-то степени Вашингтон может пойти на облегчение санкций и посулить в обмен на сделку международное признание — например, помочь Узбекистану достичь своей цели и стать членом Всемирной торговой организации.

Но в целом единственный способ для администрации Байдена добиться размещения американских войск в Средней Азии — это доказать, что «финансовые и политические выгоды от этого сотрудничества перевешивают неизбежные потери в результате осуждения России и Пекина», — сказал Умаров.

«Среднюю Азию нельзя назвать приоритетом внешней политики США, — заключил он. — Сегодня Средняя Азия понимает, что выступить противовесом России и Китаю в регионе США не готовы, а эти страны нужны Вашингтону лишь в краткосрочных интересах».

Обсудить
Рекомендуем