В ходе совместного интервью, посвященного открытию Каннского фестиваля, режиссер и председатель жюри фестиваля этого года Спайк Ли (Spike Lee), «повысил» Капитана по откатам (Жаира Болсонару — прим. пер.). Владимир Путин, наверное, со смеху покатывается от того, что его назвали гангстером в одном ряду с бывшим депутатом, уволившим своего дальнего родственника, выступавшего в роли чиновника-«привидения», потому что тот отдавал ему только три тысячи реалов из своей зарплаты.
Капитан не прошел бы отбор на роль стажера, таскающего портфель того, кто собирает бабки российского президента, свободно идущего к своему пятому сроку.
Третий гангстер, которого Спайк Ли назвал агент «Оранж», — как и Капитан, проблема из другой области, области дезинформации. Будем честны, вовсе не Дональд Трамп положил начало американской традиции попадаться в ловушку Кремля. Могущественный КГБ в 1957 году основал отдел «Д», у маленького Владимира, жившего в Санкт-Петербурге, тогда еще только первые зубки резались. «Д» от «дезинформация», в те времена агентство использовало это слово для обозначения кампаний по пропаганде периода холодной войны.
В том же году отдел «Д» выпустил фальшивую новость, которая стала первой международной «сенсацией» подобного рода. В одной из газет Восточной Германии появилось длинное — и полностью сфальсифицированное — письмо нефтяного магната Нельсона Рокфеллера (Nelson Rockefelle), адресованное президенту Дуайту Эйзенхауэру.
В фальшивом письме Рокфеллер просил лидера США подкупить страны Азии, Африки и Латинской Америки внешней помощью, чтобы обеспечить американское господство. Текст содержал все демонические клише о крупном капитале. Письмо перевели на другие языки и напечатали в газетах по всему миру.
В 70-ые годы бюджет отдела «Д» уже превышал бюджет молодого в то время ЦРУ. Превосходство Кремля в распространении дезинформации времен холодной войны сохранилось и после падения Берлинской стены. Этот навык отточили до совершенства в цифровую эру в современной России Путина. Бывший агент КГБ унаследовал отличающийся большим опытом шпионский аппарат, которого привел в ярость распад Советского Союза.
Когда в 1983 году Москва начала распространять слухи о том, что эпидемия СПИДа была спровоцирована Пентагоном, история облетела весь мир, и более года не было никаких достоверных фактов, способных ее опровергнуть.
Пока Билл Клинтон, Джордж Буш-младший и Барак Обама питались иллюзиями и верили в радужные рассказы о триумфальном завершении холодной войны, тот же истеблишмент, который готовил в 1991 году военный переворот против Михаила Горбачева, продолжал заниматься тем, что у него получалось лучше, чем у любого другого разведывательного агентства в мире.
Однако уже сам Рейган позволил подорвать эти усилия группе, которая сыграла главную роль в скандале «Иран-контрас» в 1986 году и начала распространять дезинформацию внутри страны, пытаясь таким образом найти поддержку властным авантюрам в Центральной Америке.
Целевая группа пострадала также от серьезной диверсии, поскольку ее возглавил агент ФБР Роберт Ханссен (Robert Hanssen). С 2001 года Ханссен гниет в тюрьме, его признали самым опасным шпионом Кремля в истории США.
К концу 2022 года мы еще глубже погрузимся в помойную яму дезинформации Болсонару. Однако сумасшедшие твиты о педофилии и истериках неуравновешенного отпрыска — дело опасающихся автозаков дилетантов. Нам, потребителям реальности, нужно зажать носы и держаться, пока мы не окажемся свободны от криминального синдиката из Рио.
Лусиа Гимарайнс — журналистка, живет в Нью-Йорке с 1985 года. Была корреспондентом TV Globo, TV Cultura и канала GNT, вела колонку в газетах O Estado de S. Paulo и O Globo.