Неожиданное предложение властей Донбасса о том, что США могли бы поучаствовать во встрече в «нормандском формате», и заявление Киева, что участие американцев обсудят президенты Украины и США, могут означать только то, что российский и американский президенты Владимир Путин и Джозеф Байден достигли некой договоренности по поводу Украины.
В понедельник власти самопровозглашенных республик Луганска и Донецка предложили провести встречу «нормандской четверки» и пригласить наряду с лидерами Украины, России, Германии и Франции представителей Соединенных Штатов. Правда, речь идет о том, чтобы советник США присутствовал там единожды. Кроме того, в понедельник министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что во время визита президента Владимира Зеленского в Вашингтон в конце текущего месяца будет поднят вопрос об американском посредничестве.
Во время визита украинского президента, точная дата которого еще не согласована, Вашингтон определился бы с форматом своего участия. Официальный Киев допускает два варианта: американская администрация будет участвовать в «нормандском формате» либо напрямую, либо опосредованно в рамках параллельного формата, пересекающегося с уже существующим, в котором участвуют, в том числе, два члена Европейского Союза.
Россия реагирует на инициативы подобного рода, как правило, сдержанно, но, вероятно, она согласна при определенных условиях. Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков полагает, что участие Вашингтона «возможно», но оставляет открытым вопрос, насколько конструктивной будет роль США. Рябков отметил, что Киев должен предпринять определенные шаги, описанные в Минских соглашениях, и если США сочтут, что Украина действительно может пойти на подобные шаги, могут и помочь ей.
Тем временем из Киева приходят новости, которые повышают значимость этой инициативы и ожидания от нее. Так, украинская делегация в Контактной группе уверяет, что вооруженные силы способны вернуть контроль над Донбассом. В свою очередь, Алексей Арестович заявил, что Украина обоснованно не выполняет Минские договоренности, так как, по его словам, документ, который одобрен особой резолюцией Совета безопасности ООН, якобы не носит обязательный характер. Он также сказал, что политическая часть Минских договоренностей спорна и что неизвестно почему все думают, что Минские договоренности безальтернативны и должны выполняться. «Но это не так. Минск-2 — добрая воля двух сторон. Это международно-правовой договор, который не имеет обязательного характера, то есть никаких юридических последствий его невыполнение не влечет», — заключил Арестович и добавил, что Совбез ООН не утверждал Минские соглашения, и по-английски там написало «соглашается».
После встречи в Женеве Байден повторил, что США поддерживают территориальную целостность Украины и достигнутые договоренности для решения проблемы Донбасса. Также он отметил, что они могут дать шанс на то, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Украинские СМИ напоминают, что перед саммитом в Женеве украинский президент Владимир Зеленский предлагал встречу с Байденом и Путиным, на которой, возможно, родился бы какой-нибудь договор или оформился процесс альтернативный нормандскому формату и Минским договоренностям. Для российской стороны подобное предложение неприемлемо, так как она довольна достигнутыми договоренностями и хочет их исполнения, а также включения в переговоры представителей Донбасса.
Россия ограничила присутствие своих вооруженных сил на учениях близ восточной границы Украины. Это еще один сигнал о том, что россияне готовы дать шанс дипломатии. Зеленский уже несколько раз приглашал Путина на разговор, но российский президент отвечает, что не отказывается, но сначала нужно понять, о чем говорить, если Киев не выполняет то, что уже подписано. С другой стороны, на прошлой неделе Путин заявил, что Зеленский передал управление Украиной иностранцам и теперь этим занимается Вашингтон и отчасти Париж.
Разговоры о том, что США могут включиться в переговорный процесс, появились вскоре после саммита в Женеве. Зеленский долго пытался наладить контакт с Байденом. Он совершил оплошность, так как достоянием общественности стал его телефонный разговор с президентом США, в котором они беседовали о вступлении Украины в НАТО; Зеленский выражал свою удовлетворенность тем, что Вашингтон поддерживает Киев, и обеспокоенность результатами встречи Байдена с Путиным. Во время визита Госсекретаря Энтони Блинкена Киев не получил ничего более привычных слов об американской поддержке Украины и обещаний устроить встречу с Байденом, хотя он не может приехать на Украину из-за пандемии коронавируса.
В ближайшие дни Зеленскому придется поразмыслить на тему того, что Украина готова предпринять. Официальный Киев осознает, что отношения между США и Россией основываются не на выдвижении ультиматумов, а на договоренностях о том, в каких вопросах они если не могут прийти к согласию, то хотя бы способны найти общий знаменатель. И Украина — только элемент в большом геополитическом пазле отношений двух держав.