Казалось бы, цивилизованный мир за последние два десятилетия научился не удивляться разнообразным макабрическим (жутким) решениям российских властей. Однако несколько дней назад Москва сумела шокировать даже тертых калачей в области знаний Кремля. Речь идет, конечно, о подписании Владимиром Путиным пакета законов, согласно которого настоящим «шампанским» признается «Советское или Российское Шампанское». А то, что произведено из региона с соблюдением всех традиционных технологий — дешевой подделкой.
Поэтому отныне производителям французских вин, чтобы продавать продукцию в России, нужно учесть новые правила и соответственно маркироваться в системе российской торговли. То есть дорогие благородные напитки типа Moët & Chandon, Dom Perignon, Veuve Сlicquot и другие в российских магазинах будут называться позорным термином «игристые вина».
В этом контексте вспомнилась история, рассказанная мне еще в начале 1990-х годов Богданом Горынем, который в то время был депутатом Верховной рады и одновременно председателем парламентской делегации Украины на сессиях и семинарах в Совете Европы. И вот во время одного из заседаний в Страсбурге Богдан с целью разоблачения лживого характера российской политики вспомнил о «Советском Шампанском», которое отнюдь не имело права называться «шампанским». Да и СССР уже несколько лет как не существовало. На что один из российских делегатов справедливо заметил: «А ваше „Крымское Шампанское" чем лучше?».
И он был прав, по крайней мере, в смысле международного права на аутентичное название. Поэтому Украина, сделавшая выбор следовать путем западной интеграции, довольно оперативно приняла решение отказаться от использования названия «шампанское», заменив его словосочетанием «игристое вино».
Россия же и не думала отказываться от «шампанского», как и от другого идеологического наследия Сталина. Стоит напомнить, что «Советское Шампанское» появилось именно по распоряжению советского диктатора, причем в 1937 году, то есть в период «большого террора». И, конечно, сделано оно было вовсе не по запатентованным технологиям производства шампанского. Напиток создали советские химики, позаимствовав понемногу различных знаний у виноделов Западной Европы. «Врагам народа» — ГУЛАГ, а тем советским людям, которых пронесло, — «Советское Шампанское», чтобы не слишком переживали.
Конечно, французы возмущались, но к каким-то серьезным действиям для того, чтобы защитить свое аутентичное название, не прибегали. Очевидно, осознавали бесперспективность таких мероприятий. Только во времена горбачевской «перестройки» Франция решилась высказать Москве свои претензии. Соответствующие переговоры до развала Советского Союза так и не были завершены, но были продолжены уже с руководством Российской Федерации. И в 1996 году произошел относительный прорыв. По крайней мере, россияне пообещали не размещать на этикетках российской продукции слово champagne (латиницей), ограничившись лишь кириллическим вариантом. Ну, то есть, такой вот успех.
Но французы на этом не успокоились и продолжили штурмовать башни Кремля. И, казалось бы, достигли своего. В 2010 году, то есть уже во времена президентства Дмитрия Медведева, в Госдуму был внесен проект техрегламента на винодельческую продукцию, предусматривающий отказ от использования до 2016 года слов «шампанское» и «коньяк» кириллицей для напитков, произведенных в России.
Но к тому времени в президентское кресло вернулся Путин и на этом все уступки закончились. Отказ от слова «шампанское» так и не вступил в силу. Российские власти, в свое оправдание, объяснили это французам созданием Таможенного союза, для которого якобы должны быть подготовлены общие регулирующие документы.
Поэтому россияне в разговоре с французами могли и дальше включать дурачка, придумывать самые разные отмазки вроде такой, что, мол, «коньяк» и «шампанское» в Российской Федерации являются видами продукции, а не наименованием места происхождения товара, или что батька Лукашенко против, а у нас же союз и тому подобное. Впрочем, Путин решил положить конец всем этим пересудам, подписав уже упомянутый пакет документов и превратив, таким образом, Россию с ответчика на истца.
Кто-то может сказать: ну, совсем поехал мозгами кремлевский шеф. Но если же разобраться, то можно аргументировать, что ход Путина не только дерзкий, но и достаточно продуманный. Прежде всего, в пропагандистском смысле. Теперь россияне на форумах славят своего лидера, радуются, как он «нагнул» Запад.
Самое смешное, что в этом деле Кремлю достаточно активно помогают украинцы. В украинском сегменте социальных сетей можно прочитать множество нареканий, мол, зачем нам такая Европа, если она так прогибается под давлением Путина? Хотя на самом деле ни одного прогиба не произошло. Например, Европейская комиссия достаточно оперативно раскритиковала пакет российских документов, согласно которым «шампанским» в России будут называть только соответствующую отечественную продукцию, а импортируемую — сертифицировать как «игристое вино». Представители Еврокомиссии пообещали «сделать все необходимое», чтобы защитить права поставщиков.
Выразило свое возмущение, конечно, и правительство самой Франции, которое в последнее время пыталось пойти на сближение с Россией, а та ответила такой черной неблагодарностью. «Вы можете себе представить реакцию французских властей, — взволнованно говорил министр сельского хозяйства Франции Жюльен Денорманди в эфире Sud Radio. — Слово „Шампанское" (Champagne) имеет французское происхождение. Оно происходит из того прекрасного региона Франции, где производится шампанское. И власти Франции продолжат обсуждать с властями РФ условия его использования на российском рынке».
Не скрывают своего возмущения и французские виноделы, которые больше собственной жизни берегут честь именовать свои изделия именно «шампанским», не позволяя использовать это название больше никому в мире. Хотя один из них все же согласился на российские условия, чтобы только сохранить экспорт в Россию. Речь идет о французском винодельческом доме Moеt Hennessy.
Однако здесь надо сделать существенное замечание: речь идет не об изменении большой оригинальной этикетки на бутылке (как это написали диванные критики в соцсетях), а лишь о надписи на маленькой этикетке сзади, напечатанной на русском языке. А на большой этикетке слово Champagne (латиницей) так и останется. То есть скандал, конечно, есть, но не такой уж и большой.
Так что зря наши диванные эксперты уже написали тысячи текстов о том, что Запад «лег» под Путина. Этим они только дали возможность использовать себя, как в свое время во время акции «Danke, Frau Ribbentrop!», направленной против немецкого канцлера Ангелы Меркель. Почти убежден, что идея этой акции возникла в Москве на Лубянской площади. Причем в то время, когда Меркель в Европейском союзе активнее всего призывала к санкциям против агрессивного российского режима.
Теперь же, запуская тему «шампанского», Кремль пытается сформировать информационную стену, чтобы за ней скрыть собственные проблемы. Например, свой недавний позор в Черном море. Речь идет об испуге России от учений Sea Breeze — 2021, в результате которого Россия вывела в море весь состав Черноморского флота. Или инцидент с британским эсминцем HMS Defender, который гордо прошелся мимо Крымского побережья, продемонстрировав тем самым, что Соединенное Королевство не считает Крым российским.
Кремль же своей «шампанской» дерзостью хочет лишний раз продемонстрировать Западу, что не боится его санкций. Хотя всем известно, что это не так, что Россия лишь блефует, одновременно прилагая все усилия, чтобы эти санкции были отменены. Более того Москва, став на прю (это выражение, обозначающее «протест» и «возражение» — прим.перев.) с французскими виноделами, пытается доказать всему миру, что с ней ссориться нельзя, что она самодостаточна и все вокруг зависимы от нее. И пока западные политики будут вестись на этот российский блеф, до тех пор Кремль будет выигрывать.