Во время своего длительного пребывания на самой вершине немецкой политики канцлер Германии Ангела Меркель наблюдала сначала постепенное, а затем и резкое превращение России из неустойчивой и несовершенной квази-демократии в зрелую (как сказали бы некоторые, застойную) автократию. Разумеется, Меркель не виновата в том, что Россия скатилась до состояния диктатуры за время ее правления, однако ей приходилось демонстрировать находчивость, чтобы каким-то образом справиться с эволюцией режима российского президента Владимира Путина и его внешнеполитического курса. Действительно, последние несколько лет Меркель была единственным западным лидером, способным сохранять как минимум рабочие отношения с Путиным. В юности, когда Меркель жила в Германской Демократической Республике, ей приходилось учить русский язык в школе, и она хорошо понимала, какой жизненный опыт получил Путин при коммунистической системе. Именно она помогла разъяснить позиции Путина другим западным лидерам. Некоторые даже называли ее «переводчиком Путина».
В отношениях Меркель и Путина тоже были свои проблемы — включая одну личную встречу, которая состоялась в 2007 году и в ходе которой Путин настоял на том, чтобы познакомить ее с его огромным лабрадором, прекрасно зная о ее боязни собак. В 2014 году, после захвата Крыма Россией, Меркель в отчаянии развела руками, сказав тогдашнему президенту США Бараку Обаме — после телефонного разговора с Путиным — что «он живет в другом мире». Тем не менее, Меркель удавалось мастерски находить баланс между интересами Германии и дурным поведением Путина. Она решительно поддерживала строительство газопровода «Северный поток — 2», по которому в скором времени российский природный газ потечет прямиком в Германию, несмотря на громкие возражения американцев против этого проекта. В то же время ей удалось добиться сохранения (и даже ужесточения) санкций Евросоюза против России с 2014 года.
Задача по взаимодействию с Владимиром Путиным скоро ляжет на плечи нового канцлера Германии. Сможет ли он справляться с ситуацией так же хорошо, как это делала Меркель? Сможет ли он справиться лучше? Любому новому канцлеру Германии нужно будет признать, что он получает в наследство совершенно другую Россию, нежели та Россия, с которой столкнулась Меркель, когда она впервые стала канцлером в 2005 году.
Нынешняя Россия уже давно справилась с шоком после распада Советского Союза в 1991 году, и, несмотря на сохраняющиеся серьезные экономические проблемы, Организация экономического сотрудничества и развития теперь классифицирует Россию как страну с уровнем доходов выше среднего. Хотя реальные доходы российского населения снижаются, они все равно намного выше, чем в 1991 году. Даже несмотря на губительную для инвестиций коррупцию, российская экономика продолжает постепенно развиваться — и это только отчасти объясняется восстановлением цен на нефть и газ. Для России характерно довольно низкое соотношение государственного долга и ВВП, и она сумела найти новые рынки в Китае, Индии и на Ближнем Востоке для экспорта своей продукции (оружия, углеводородов, атомных станций, к примеру), в отношении которой вот уже семь лет действуют санкции Евросоюза и Соединенных Штатов. Реформа российских вооруженных сил, начавшаяся в 2008 году и получившая название «Новый взгляд», к настоящему моменту почти завершена: сейчас у России есть современная армия, профессиональные, быстро реагирующие вооруженные силы, получившие боевой опыт в Сирии. Российская армия оснащена новыми вооружениями, в том числе целым рядом гиперзвуковых ракет, способных нести как обычный, так и ядерный боезаряд, и она обладает огромным преимуществом перед любой другой европейской страной в смысле количества танков, самолетов и артиллерии. Хотя российский военно-морской флот пока модернизирован только частично, он все равно является самым сильным в Европе. Если Путин вдруг решит отправить свои танки в какую-нибудь страну НАТО или Евросоюза, расположенную у западной границы России (к примеру, в Прибалтику), Запад не сможет предпринять сколько-нибудь серьезные меры против наступления России в течение нескольких недель или даже месяцев, если верить военному командованию Соединенных Штатов и НАТО.
Наконец, что еще важнее, преемнику Меркель придется иметь дело с готовностью осмелевшего Владимира Путина на самом деле применить то оружие, которое Россия разработала, чтобы расширять свое влияние далеко за пределами своих границ. Мы видели, как рейхстаг был взломан с применением кибероружия. Точка зрения России активно транслируется по всей Европе посредством RT и Sputnik. А та политически разобщающая и потенциально дестабилизирующая дезинформация, которую распространяет российское правительство, уже глубоко проникла в немецкую внутреннюю политику так же, как она проникла в американскую политику.
Меркель умела открыто призывать Россию к ответственности за ее вмешательства, однако ей далеко не всегда удавалось помешать Путину сделать то, что ему хотелось. К сожалению, преемник Меркель столкнется с этими же самыми вызовами в отношениях с Россией, но в большем объеме, поскольку режим Путина становится все более репрессивным внутри своих границ и все более агрессивным за рубежом. Сможет ли преемник справиться с ними лучше, нежели Меркель, пока неясно, но, не обладая опытом Меркель и ее внешнеполитической проницательностью, новый канцлер Германии, скорее всего, справится гораздо хуже.
Кэтрин Стоунер — старший научный сотрудник Института международных исследований имени Фримена Спольи.