Укрiнформ (Украина): одно крещение — две Украины?

Краткие итоги празднования годовщины крещения Украины-Руси

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор издания «Укрiнформ» пишет о двух видениях празднования крещения Руси — одном от канонической УПЦ, другом — от новой ПЦУ. И хотя она ставит правильный вопрос: «Разве люди одной веры не договорятся?» — тон статьи этому не соответствует. По ее описанию крестного хода УПЦ становится понятно, что она сама видит в них не единоверцев, а раскольников, продавшихся Кремлю.

Киев — Крестный ход на Крещение-2021 от УПЦ МП и празднование в Православной Церкви Украины проходили под знаком приезда Вселенского патриарха. Это главный фактор, который определил настроения и формат проведения этого уже традиционного для Украины праздника Московским патриархатом.

И тот фактор, который формировал настроения и предчувствия верующих Православной церкви Украины.

Лучшим примером для сравнительного анализа, как, собственно, и лучшей квинтэссенцией — будут проповеди, прозвучавшие на праздничных литургиях. А дополнительным материалом для размышлений и контекстом могут стать фотографии, цитаты верующих и журналистские материалы медиа, лояльных к той или иной юрисдикции.

Первой выступила со своим «православным маршем» УПЦ Московского патриархата. Руководство этой Церкви усердно готовилось к ходе. В епархиях организовывались автобусы для верующих, готовились транспаранты, под которые, очевидно, была проведена определенная идеологическая обработка.

В конце дня 27 июля, в канун самого праздника, уже после молебна на Владимирской горке и хода до Киево-Печерской лавры — симпатики Моспатриархата рапортовали о 350, а полиция — о 55 тысячах участников хода. Цена вопроса не выяснена. Трудно посчитать точно, но даже очень приблизительные прикидки дали сумму «доставки верующих Моспатриархата» из областей, соотносимой сотням тысяч долларов.

Телеканалы Ахметова, да и Пинчука, транслировали марш и делали включения. В принципе, главный месседж, который пытались донести менеджеры УПЦ МП: мы — украинская церковь, мы — украинцы, мы — патриоты.

Проповедь главы Моспатриархата — блаж. Онуфрия — была похожа на все предыдущие, что, мол, если мы хотим быть детьми святого князя Владимира по духу, то мы должны также быть и новым народом и должны стараться строить свою жизнь на тех священных законах. Нейтральный церковный официоз с общебиблейским содержанием, впрочем, дополнялся тем, для чего, очевидно, пророссийские спонсоры и проплатили автобусы в Киев. Транспарантами с лозунгами против приезда Вселенского патриарха.

«Где Варфоломей — там война», «Варфоломей — не Папа», «Варфоломей, руки прочь от УПЦ», «Не отдадим святыни» — вот неполный список протестных плакатов против приезда его Святейшества.

Ставропигию на сайтах, подведомственных Моспатриархату, называют миссией Фанара, а Вселенского патриарха — главой Фанара. Собственно, они цитируют известного диакона и олигарха Новинского, который не так давно получил украинское гражданство, но успешно справляется с ролью главного хейтера автокефалии.

В принципе, если говорить объективно — верующих на крестном ходе было много. Обсуждая это событие в кругу известных церковных аналитиков, мы сошлись на том, что сила УПЦ МП — именно в ее «московских» чертах, в частности покорности: дали разнарядку епархиям обеспечить явку — обеспечили.

Да и многолетняя формула — послушание выше молитвы — работает. Сказал батюшка: Варфоломей плохой, держи плакат против Вселенского — значит плохой, и плакат в зубы. Это делает верующих (безусловно, людей искренних и по-своему нравственных) идеальной массой для продвижения интересов Моспатриархата, но уж вовсе не Киевского Моспатриархата, а Московского.

Стоит сказать, что страницы соцсетей в день хода МП пестрели от недоброжелательных отзывов национал-патриотов. Пробки, перекрытые автодороги, да и сам факт, что по всей ширине столичных дорог шагает Моспатриархат, вызвали нешуточное раздражение национал-патриотического сообщества. Порой оно было несимметрично угрозам от тех старых и среднего возраста женщин, которые приехали помолиться.

В свою очередь, Православная Церковь Украины ко всем посланиям возлюбленных во Христе критиков отнеслась с пониманием. Исполненный мудрости «ответ Чемберлену» прозвучал из уст посланника Вселенского патриарха — митрополита Эммануила — уже на следующий день во время литургии в Михайловском соборе в «Послании любви» от его Святейшества и в ожидании его визита. Если передавать близко к тексту: хотят или не хотят того знать украинцы — все верующие в Христа в Украине являются плодом многоплодного виноградника Церкви-матери.

«Мы уделили часть от многострадального Тела Церкви-Матери, чтобы предоставить возможность рожденным из ее лона 1033 года назад детям — зрело и ответственно, благоразумно, осмотрительно решать вопросы ежедневной церковной жизни в соответствии со своими традициями, обычаями и привычками, на своем языке в пределах государственных границ Украины».

В послании Вселенского патриарха прозвучала своего рода легкая печаль, что некоторые верующие расстроились из-за того, что их братья присоединились ко Вселенскому православию и воскресли к Жизни вечной, но Мать-Церковь их любит — независимо от того, любят ли они ее.

«Мы приходим ко всей Украине без исключения. Мать жертвует собой, независимо от того, любят ее или нет». Думаю, эти слова должны услышать верующие УПЦ МП, которые накануне заходили в Михайловский собор на экскурсию. Ведь они точно делают украинцев лучше и ближе друг к другу.

Вообще, послания Вселенского престола, надеемся, начнут служить образцом хорошего вкуса и церковной риторики. Да и сами обращения к «возлюбленному во Христе кир Епифанию», возможно, просто мистически внесут в прямолинейные «агитпроповские» тексты вечно оскорбленных единоверцев немного любви. («Весьма дорогой и желанный брат и сослужитель смирения нашего, Владыка Епифаний, Ваше уважаемое Блаженство по-братски в Господе обнимаем и радостно приветствуем»).

В этом году Православная церковь Украины, как и в прошлом, выбрала сокращенный формат празднования.

И дело не только в том, что у ПЦУ меньше возможностей и жертвователей, чтобы свозить людей.

«В условиях ожидания „Дельты", аномальной жары, организация такого паломничества — не слишком милосердная штука для паломников, — объяснили мне в ПЦУ. — Да и будем откровенны, они ощутимо уменьшают возможность для хорошей проповеди, настоящей миссионерской работы в дни крещений. Именно епархиальные архиереи и священники могут на местах подробно и грамотно поговорить об этих событиях, развенчать мифы и стереотипы, добавить образованности, сделать праздник более осознанным».

Поэтому решено было провести празднование в епархиях, а в дни праздников был проведен Синод, а на торжественную литургию приехал, кроме представителя Вселенского патриарха Эммануила, также митрополит Церкви Кипра Хризостом. Если говорить о внешнем дипломатическом представительстве, то у ПЦУ оно было более серьезным.

Но в конце концов, не только представительство. Церковь — это то, что она говорит. Ее слово или публичная проповедь, или официальный документ — это значительно больше, чем публичная позиция общественного или политического деятеля. Слово Церкви — это ее действие на ближайшие годы, и выкристаллизованная позиция лет предыдущих. В послании митрополита Епифания речь шла и о прошлом, и о настоящем, о том, что как тогда князь Владимир был на распутье, так и сегодня наш народ стоит на распутье между прошлым и будущим. В послании митрополита напоминалось, что именно отсутствие единства разрушило Русь, позже — Гетманщину, и привело к поражению Украинской революции 1918 года.

Послание завершалось словами: «Лишь объединяясь, проявляя жертвенную любовь к народу, мы преуспеем и перед вызовом пандемии, и в необъявленной войне».

Когда писался материал, большинство паломников Моспатриархата уже отправились домой. Верующие ПЦУ уже после завершения богослужений, вероятно, разошлись по домам или работам (ведь празднование проходило в рабочий день). А мне, когда я просматриваю видео празднований обеих юрисдикций, на ум приходит цитата из Киплинга, которую часто искажают. Правильно она звучит так: «Восток есть Восток, Запад есть Запад, но и там, и там живут люди». А разве люди одной веры не договорятся? Разве в истории нашего крещения главная персона — это Новинский, а не Владимир?

Я думаю, что верующие МП, которые по дороге в Лавру зашли в Михайловский поставить свечи, — неплохой повод об этом подумать.

Обсудить
Рекомендуем