«Газпром» дает добро?
Действующий контракт на прокачку газа истекает в 2024 году, но Киев и Кремль уже начали «транзитные торги». Внешне россияне демонстрируют оптимизм и готовность к диалогу. Руководство «Газпрома» положительно высказалась об участии Германии в обсуждении вопроса транзита через Украину.
Как пояснил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, позиция «Газпрома» объясняется тем, что спрос на российский газ в Европе по большей части формируют немецкие компании.
«Вы все ознакомились с заявлением Миллера, заявлением „Газпрома" на этот счет. „Газпром" подтвердил свою готовность транзитировать газ через территорию Украины после 2024 года при условии, что это экономически целесообразно, и при условии, что ГТС Украины находится в нормальном рабочем состоянии», — сказал Дмитрий Песков.
Ранее в «Газпроме» заявили о готовности продлить транзит газа по украинской территории после 2024 года в зависимости от «экономической целесообразности и состояния украинской ГТС».
«Вопросы новых объемов закупок газа из России для транзита через территорию Украины должны решаться на рыночных условиях и по рыночным ценам. Для объемов новых закупок российского газа по украинскому маршруту суммарно выше текущих транзитных обязательств „Газпром" готов даже увеличить объемы транзита через Украину», — отметил председатель совета директоров «Газпрома» Алексей Миллер. Он также добавил, что в случае необходимости «Газпром» сможет даже увеличить объемы поставок газа через нашу страну.
Слова Дмитрия Пескова и Алексея Миллера относительно участия Германии в переговорах по украинскому транзиту — политический жест, который не стоит воспринимать буквально. Суть в том, что Газпром (читай — Кремль) может пытаться диктовать транзитные условия Украине, но не Германии, с правительством которого российское руководство не желает ссориться.
Гарантии для Украины
Как будет функционировать СП-2 и как будут проведены все бюрократические формальности, также во многом зависит от позиции Берлина. На словах в правительстве ФРГ отмечают, что готовы действовать «жестко» в отношении РФ, если она попытается использовать вопросы транзита для давления на Киев. Но пока это только слова.
Совместное заявление Джо Байдена и Ангелы Меркель по СП-2, в котором Украина упоминается несколько раз, наблюдатели уже сравнили с «Будапештским меморандумом». Ответственность за этот провал ложится персонально на главу Офиса президента Андрея Ермака, который фактически перетянул на себя большую часть функций МИД и других ведомств.
«Украине нужны формальные гарантии, а не просто слова поддержки. Желательно, чтобы это был документ (не обязательно закон), ратифицированный Бундестагом с нормой о том, что Берлин останавливает СП-2 в случае расширения российской агрессии против Украины. Дело Киева — предложить такой вариант, а далее посмотреть, какой будет реакция», — сказал в комментарии «Апострофу» политолог-международник Владимир Воля.
Стоит ли Киеву рассчитывать на серьезную поддержку со стороны Берлина в вопросах транзита — большой вопрос. Чрезмерный оптимизм в таких вопросах опасен. Отечественные политические романтики до последнего верили, что Вашингтон в любом случае остановит «Северный поток — 2», обложив его санкциями. Иллюзии развеялись после встречи Джо Байдена и Ангелы Меркель.
«Мы продолжаем оппонировать „Северному потоку — 2". Мы продолжаем рассматривать его как российский геополитический проект, цель которого в расширении российского влияния на европейскую энергетическую систему. Мы продолжаем верить в том, что эта сделка плоха, как для Германии, так и для Украины», — заявил журналистам спикер Госдепа Нед Прайс после переговоров лидеров США и ФРГ.
Вашингтон озвучивает публичную позицию, воздерживаясь от резких действий против «потока», дабы не портить отношения с немецким правительством и крупным бизнесом.
Кремлевский расчет
Аналогичный прагматизм в отношении украинского транзита прослеживается и у руководства Германии. Хотя россияне и немцы рассказывают о том, что «Северный поток — 2» якобы является сугубо коммерческим проектом, Москва использует его именно как геополитический инструмент. В Берлине все это прекрасно понимают.
Увы, но отдельные политические факты указывают, что на серьезную поддержку ФРГ по продлению транзита нам рассчитывать не стоит. Буквально сразу после сообщений об американо-немецком компромиссе по СП-2, МИД Германии потребовал от Киева перенести в украинское законодательство скандальную «формулу Штайнмайера».
Для Офиса президента это плохой сигнал. Подобные заявления указывают, что правительство ФРГ в целом готово на компромиссы с Кремлем по Донбассу за счет интересов Киева. Заодно как бы наказывая Украину за резкую публичную реакцию против проекта СП-2, в котором так заинтересован Берлин.
Такую позицию Германии российское руководство обязательно использует для «транзитных торгов» с украинским правительством.
«Россияне ближе к 2024 году, в зависимости от обстановки, предложат Киеву контракт на транзит газа. Но уже сейчас нужно быть готовым к тому, что они предложат наименее выгодный и наиболее унизительный для Украины вариант. Задача Кремля показать, что стремление Украины в ЕС и НАТО чревато политическими и экономическими потерями. Дескать, идите, куда хотите, но мы покажем, насколько дорого это вам обойдется», — пояснила «Апострофу» политический аналитик, эксперт по оккупированным территориям Мария Кучеренко.