Унто Хямяляйнен: Илья Репин высказал свое мнение при помощи кисти (Apu, Финляндия)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На выставке в Хельсинки можно полюбоваться многими картинами Репина. По мнению автора, родившийся на Украине художник рисовал картины об отсталости России, которой необходима встряска. О том, что Украины тогда не существовало, автор не пишет. Зато пытается проводить параллели с сегодняшней Россией.

Отношения Финляндии и России проживают на редкость непростой период. После того, как Россия оккупировала Крым, ЕС ввел антироссийские санкции. Они уже семь лет ограничивают экономические отношения Финляндии и России, пишет в своей колонке Унто Хямяляйнен (Unto Hämäläinen).

В моем школьном учебнике была маленькая черно-белая фотография работы Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Помню, что тогда она меня чем-то зацепила.  И вот, спустя долгих 50 лет, я наконец увидел оригинал в хельсинкском музее Ateneum. Эта встреча произвела на меня огромное впечатление. Мы с женой пришли на выставку по приглашению нашего друга Ристо, который рассказал нам об истории создания этой картины и о жизни Репина.

Илья Репин родился на Украине и в молодости переехал в Россию. Он написал картину «Бурлаки на Волге» в начале 1870-х годов, когда ему еще не было 30 лет. Это произведение стало настоящим прорывом и привлекло к себе много внимания во всей Европе. Автор хотел донести до зрителей: Россия — отсталая страна, и ей необходима встряска.

На выставке я узнал о большом влиянии российской идеологии на творчество Репина. Большую часть своей жизни он был вынужден прожить в царской России — и он рискнул высказать свое мнение при помощи кисти.

Илья Репин был рад свержению императора Николая II в марте 1917 года, однако вскоре на смену восторгу пришло разочарование. Художнику не понравились идеи Октябрьской революции. Репин не доверял большевикам, которых вел Ленин. 

Репин не согласился перебраться в Советскую Россию, хотя руководство страны и другие художники уговаривали его вернуться. Несмотря на свое упрямство, он остался уважаемым художником и в советское время.

В период с 1917 по 1930 годы Репин жил в Куоккале (сейчас — Репино), общался с финскими художниками и отдал несколько своих работ в дар музею Ateneum. Они представлены и на нынешней выставке. 

Большинство картин были привезены из крупных музеев Петербурга и Москвы. Обычно эти музеи редко передают кому-то свои экспонаты — нужны хорошие связи и налаженное сотрудничество. 

Финляндия хотела провести такую выставку уже больше десяти лет. В марте выставка уже была готова, но в связи с ограничениями доступ посетителей был ограничен. Позже ограничения были ослаблены, и в конце апреля выставка открылась для посещений. 

С конца апреля по конец июля выставку посетило более 50 тысяч человек. Если бы не пандемия, за лето картины Ильи Репина посмотрели бы 200 — 300 тысяч человек. 

Несмотря на разные трудности, художественная выставка — это важное событие в мире культуры, которое также может нести положительное значение для политики. 

Отношения Финляндии и России проживают на редкость непростой период. После того, как Россия оккупировала Крым, ЕС ввел антироссийские санкции, за которыми последовали российские контрсанкции. Они уже семь лет ограничивают экономическое сотрудничество Финляндии и России. 

Из-за коронавируса граница Финляндии и России закрыта практически полностью. Туризм затих. Поднять настрой при помощи Чемпионата Европы по футболу не удалось. Матчи в Петербурге состоялись, и слава богу. 

Как показывает выставка работ Ильи Репина в Хельсинки, сотрудничество не прекращается даже тяжелые времена. Раньше заслуженным деятелям вручались Ордена дружбы — за вклад в развитие диалога стран. В 2021 году таким орденом можно было бы наградить организаторов выставки.

 

Обсудить
Рекомендуем