Ars Technica (США): брат, подай хоть рублишко! Опасный инцидент с «Наукой» ставит вопросы о будущем МКС

«Все шло хорошо, но включился человеческий фактор»

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Будущее МКС без России означает функционирование без ракет-носителей «Союз», без наших космонавтов, и самое главное — без общего российско-американского дела, которым и занималась в последние пару десятилетий Международная космическая станция. Причина? ЧП с модулем «Наука», которое не привело к потерям, но напомнило об Илоне Маске.

В прошлый четверг большой российский модуль «Наука» наконец-то состыковался с Международной космической станцией — после ряда технических проблем на пути к орбитальной лаборатории. Однако на этом неурядицы не закончились. Примерно через три часа после стыковки «Наука» неожиданно запустила свои двигатели, изменив положение космической станции.

В ответ Центр управления полетами НАСА в Хьюстоне запустил на борту станции процедуру, применяемую  на случай потери контроля над ориентацией, которую заблаговременно отрабатывают астронавты и авиадиспетчеры. Затем, совместно с коллегами в Москве, операторы запустили двигатели на российском сегменте космической станции, а также на пристыкованном к станции грузовом корабле «Прогресс». Эти совместные действия удерживали станцию в нужном положении до тех пор, пока «Наука» не исчерпала свой основной запас топлива.

После этого промаха НАСА в спешном порядке созвало пресс-конференцию и представило СМИ несколько ключевых фигур, задействованных в этой ситуации. Среди них — руководитель пилотируемых полетов Кэти Людерс (Kathy Lueders) и руководителя программы Международной космической станции Джоэла Монтальбано (Joel Montalbano). Оба заявили, что НАСА и Роскосмос держат ситуацию под контролем, и всячески преуменьшили риски для МКС и астронавтов на борту.

Однако ряд технических вопросов они переадресовали Роскосмосу, который, в свою очередь, отделался противоречивыми сообщениями. Высокопоставленный чиновник Роскосмоса и бывший космонавт Владимир Соловьев заявил: «Из-за кратковременного сбоя программного обеспечения была ошибочно реализована прямая команда на включение двигателей модуля на увод, что повлекло за собой некоторое видоизменение ориентации комплекса в целом».

Складывалось впечатление, что мы имеем дело с ошибкой программного обеспечения. Но позже глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин признал, что мог ошибиться персонал на Земле. «Все шло хорошо, но включился человеческий фактор, — сообщил он российской прессе. — Была такая эйфория [после удачной стыковки], что все расслабились».

Теперь, когда непосредственная опасность миновала, главные опасения вызывает тот факт, что нечто подобное в принципе могло случиться и в итоге случилось. Возникает вопрос: каковы будут последствия для дальнейшего участия России в программе Международной космической станции. Главная цель НАСА — поддерживать присутствие человека на низкой околоземной орбите. А это значит, станция будет летать до конца 2020-х годов.

Надежный партнер?

Учитывая вероятность, что за ошибочным запуском двигателя «Науки» стояла человеческая ошибка, это будет как минимум третьей серьезной проблемой, вызванной элементарной халатностью, — третьей менее, чем за три года. В октябре 2018 года запуск российского космонавта Алексея Овчинина и астронавта НАСА Ника Хейга (Nick Hague) был прерван из-за отказа одного из ускорителей ракеты-носителя «Союз», и экипажу пришлось экстренно вернуться на Землю. Последующее расследование показало, что бортовой ускоритель был неправильно подключен к основной ступени ракеты «Союз».

Примерно в то же время Россия обнаружила небольшое отверстие на борту другого корабля «Союз», уже прикрепленного к Международной космической станции. «Основная версия, что это какая-то технологическая ошибка специалиста», — сказал тогда Рогозин.

Эти технические ошибки произошли из-за того, что Роскосмос с трудом выплачивает своим инженерам и техническим специалистам зарплаты в размере прожиточного минимума. И сейчас космическому бюджету страны грозят новые трудности, поскольку НАСА перестанет покупать места на «Союзах» для доставки астронавтов на МКС — у них уже есть Crew Dragon от компании SpaceX и, надеюсь, скоро появится Starliner от компании Boeing.

Однако несмотря на все это, НАСА продолжает публично поддерживать Россию и ее космическую программу. И очень отрадно, что, несмотря на бесчисленные проблемы по дороге на космическую станцию, «Наука» на месте и работоспособна. Это важно, поскольку это участие России в космической станции тем самым закрепится до конца этого десятилетия.

Но все же твердых гарантий этому нет. В последние месяцы российские чиновники говорят, что нынешнее орбитальное оборудование Роскосмоса — большая часть которого возрастом старше 20 лет — устарело и ремонту не подлежит. Еще русские заявили, что смогут выйти из программы в 2025 году и построить принципиально новую станцию. Действительно, буквально в субботу, всего через два дня после проблемной стыковки «Науки», Роскосмос заявил, что продолжает изучать проект новой станции — Российской орбитальной служебной станции. Это больше смахивает на позерство: быстро построить новую космическую станцию у России нет ни денег, ни возможности.

Таким образом, для НАСА встает вопрос: как долго оно готово иметь дела с партнером, у которого трудности с персоналом. И к тому же Роскосмос требует все больше денег и трубит на каждом углу о желании выйти из проекта, которому уже почти 30 лет.

НАСА заявило о своем намерении поддерживать присутствие на низкой околоземной орбите. Там надеются, что к 2028 году или вскоре после этого, заработают коммерческие космические станции. Но до тех грядущих времен Международная космическая станция остается для НАСА единственной возможностью. Если русские станут еще менее надежными партнерами, у космического агентства США есть и другие варианты, но на их реализацию потребуется время.

НАСА могло бы заплатить какой-нибудь компании, вроде Axiom, чтобы ускорить разработку коммерческого модуля, который будет стыковаться со станцией и возьмет на себя роль двигательной установки (ее сейчас выполняет российский служебный модуль). Можно будет даже заключить контракт с компанией вроде SpaceX, чтобы она пристыковала к МКС свой корабль Starship и поддерживала его высоту.

Пока не похоже, чтобы отношения между НАСА и Роскосмосом достигли критической точки, но, как и на стареющей космической станции, налицо признаки износа, и уже пошли трещины. Роскосмос сможет их залатать, если обсудит ситуацию вокруг «Науки» со всей откровенностью и возьмет на себя обязательства по дальнейшим перспективам партнерства.

***

Комментарии читателей:

whiteknave

А разве не всегда человеческий фактор виноват?

peterford

Насколько я понимаю, без российских модулей МКС работать не будет, так?

Если это действительно так, то создается впечатление, что Россия приперла международное сообщество и НАСА к стенке. Это пугает.

Чем раньше Starship запустит массовый запуск Skylab MK2, тем лучше.

goodolejackburton

Если они не смогут выполнить свои обещания, то выход России — это не вопрос, который нужно решать, а скорее существующий факт, который пора признать, чтобы партнеры смогли спокойно пойти дальше.

Если закрывать на это глаза ради комфорта и инерции, издержки и опасные ошибки будут лишь множиться.

fenncruz

Я раньше полагал, что план как раз и состоял в том, чтобы отправить МКС на пенсию через несколько лет, разве не так? Если Россия уйдет (хотя они, скорее всего, только пригрозят, но когда НАСА предложит им немного денег, согласятся побыть еще немного), все просто закончится раньше. Я хочу сказать, что проект-то изначально замышлялся для того, чтобы у русских ракетчиков была работа и они не бежали в страны, которые США так не любят.

freaq

Сотрудничество НАСА и Роскосмоса — одна из немногих причин, почему США вообще разговаривают с Россией. Ради нашего общего блага, я надеюсь, что оно продолжится.

Обсудить
Рекомендуем