Сирийский кризис остается одним из наиболее важных элементов политики на местном, региональном и глобальном уровнях. На нем фокусируется внимание крупных мировых держав. Но при всей своей сложности, в настоящее время появились признаки, указывающие на то, что Сирия движется к разрешению кризиса, независимо от того, как именно это произойдет.
Приход к власти администрации Байдена, смена приоритетов, а также заявление госсекретаря США Энтони Блинкена о том, что администрация Обамы с треском провалила дело с «сирийским досье», и что он лично сожалеет об этом — все это говорит о том, что новая администрация США начнет исправлять ошибки, допущенные предыдущими американскими администрациями.
Более того, ядерных переговоров, которые в настоящее время ведутся с Ираном, достаточно, чтобы «сирийское досье» стало приоритетной задачей для правительства Байдена. Американские власти пытаются добиться поставленных целей, оказывая давление на Тегеран, чтобы он согласился на переговоры по поводу своего присутствия и деятельности в регионе, тем более что Сирия — крупнейший центр иранского влияния в регионе.
России по-прежнему нужен Иран в Сирии
В последнее время участились разговоры о том, что Россия и США намерены убрать Иран из Сирии. Об этом говорит телефонный разговор президента России Владимира Путина и его американского коллеги Джо Байдена, в ходе которого они обсудили сирийский кризис, а также саммит в Ла Гранже, прошедший в июне. Кроме того, в прошлом месяце Россия наложила вето на проект резолюции СБ ООН о продлении срока действия трансграничных операций по доставке гуманитарной помощи Сирии, назвав его «вредным» для сирийского правительства. Ее действия свидетельствовали о наличии реальной координации между Москвой и Вашингтоном в Сирии. Не следует также забывать о том, что Иран не пригласили на саммит в Дохе, на котором Катар, Россия и Турция обсуждали механизмы урегулирования сирийского кризиса. Его отсутствие было истолковано как попытка дистанцировать Иран от любого нового видения будущего Сирии. Вашингтонский институт исследований Ближнего Востока считает, что Россия «предложила подорвать иранское влияние, вытеснив шиитскую марионеточную группировку „Фатимиюн" с нефтяных и газовых месторождений в районе Ракки».
Однако на самом деле России по-прежнему необходимо присутствие Ирана в Сирии. Тегеран был и остается партнером Москвы в борьбе с терроризмом на сирийской территории, и эта задача еще не решена. Нельзя забывать также и о том, что Иран помогает Дамаску противостоять экономической блокаде. Топливо, муку и другие основные товары сирийцы получают от своего иранского союзника. Следовательно, Москва не может, по крайней мере, сейчас, вытеснить Иран из Сирии. Ей придется дождаться снятия американских санкций с Дамаска и окончательной ликвидации терроризма.
Россия хочет, чтобы Иран оставался в Сирии на текущем этапе, потому что иранское присутствие в Сирии — это карта, которую она может использовать в любых будущих переговорах с американцами. Она также заинтересована в том, чтобы Иран не выходил из поля зрения США, отвлекая тем самым внимание американцев от деятельности России и расширения ее регионального и международного влияния.
Кроме того, американские аналитики или те, кто интересуется американской политикой, в последнее время говорят о существовании договоренностей между Ираном и Россией в Сирии, которые явно угрожают американским интересам.
Вашингтон — нежеланный партнер Москвы
Несмотря на слухи о существовании американо-российских договоренностей по Сирии и их обоюдном желании выдворить Иран, мы не должны забывать, что Россия не является ни союзником, ни другом США. Российско-американские отношения основаны на вражде и соперничестве, о чем свидетельствуют стычки американских и российских военных в Сирии. Тандем между Москвой и Вашингтоном с целью удержать Иран подальше от сирийской сцены, конечно, не в российских интересах, потому что уход иранцев означает усиление американского, израильского и европейского присутствия в Сирии, что совсем не в интересах России.
Недавно появилась информация о том, что Россия поддерживает антиамериканские выступления на северо-востоке Сирии, а также создает ассирийские, армянские и даже арабские вооруженные группировки, выступающие против США.
Вдобавок ко всему этому, если Россия заинтересована в полном выводе иранских сил из Сирии, то она должна быть также заинтересовала и в удалении американцев. Газета The Times два года назад сообщила, что Россия, Турция и Иран, несмотря на разногласия и соперничество в Сирии, имеют общий интерес — выдворение США.
Политика преднамеренной неоднозначности во имя российских интересов
Политика России в отношении Сирии основана прежде всего на защите российских интересов. Таким образом, она вынуждена иметь дело со всеми сторонами, вовлеченными в сирийский конфликт, включая Иран и США.
Недавно высокопоставленная российская делегация посетила Дамаск и подписала несколько соглашений с сирийской стороной в различных областях. Тогда спикер иранского парламента Мохаммед Бакер Калибаф быстро прибыл Сирию, чтобы рассмотреть необходимые условия для подписания всеобъемлющего соглашения между Тегераном и Дамаском. Его визит либо говорит о наличии разногласий между Тегераном и Москвой, их желании упрочить свои интересы в регионе и узаконить свое присутствие в Сирии, либо указывает на тесное сотрудничество между Россией и Ираном по сирийскому вопросу.
Вашингтон и принцип «разделяй и властвуй»
Разговоры о существовании договоренностей между США и Россией наносят ущерб интересам Ирана в Сирии. Кстати говоря, подобные разговоры ведутся не впервой. В 2019 году об этом вновь заговорили, но российские власти все отрицали, заявив, что разговоры о таких сделках не более чем попытка США посеять раздор между Россией и Ираном, как и их попытки подорвать доверие между Дамаском и Москвой. Например, некоторые ненадежные источники неоднократно утверждали, что Москва вот-вот бросит президента Сирии Башара Асада. Стоит отметить, что эта тактика зародилась не сегодня, а использовалась на протяжении многих лет. На нее ссылался даже Генри Киссинджер, американский политик и дипломат, говоря: «Мы должны наладить контакт с каждым из наших врагов, чтобы они не объединились против нас».
Сирия и сценарии будущего
На основании всего вышесказанного можно заключить, что сирийский кризис имеет несколько возможных сценариев развития. И почти наверняка они не будут включать в себя повторение «революции» или прямое военное вмешательство США, чтобы положить конец правлению президента Асада. Здесь речь идет о провале политики Обамы в отношении сирийского кризиса, которую так часто критикует администрация Байдена. Кроме того, такой шаг требует огромных денег и много времени.
Что касается разговоров о возможном вмешательстве США с целью силой лишить президента Сирии Башара Асада власти, то бывший посол США по особым поручениям, курировавший вопросы преследования за военные преступления, Стивен Рапп, дал следующий комментарий в программе «60 минут»: «У нас, вне всякого сомнения, есть достоверные, очень достоверные данные о преступлениях Асада и его сторонников, более достоверные, чем против Милошевича в Югославии или даже нацистов в Нюрнберге».
Военное вмешательство американцев невозможно без «зеленого света» от России, а она никогда не позволит этого сделать. Россия не может отказаться от Асада, которого она поддерживала на протяжении последних лет, так как это выставит ее в невыгодном свете перед союзниками. Если американцы все же вторгнутся, то это может привести к новой мировой войне. Президент США Джо Байден пообещал не проводить военные интервенции, а заниматься дипломатией. Он также заявил, что уделит Ближнему Востоку не больше внимания, чем он того заслуживает.
Прямо сейчас мы представим несколько версий того, что ждет Сирию в ближайшие дни:
— Расширение сотрудничества с Москвой для поиска путей выхода из сирийского кризиса, сохранение интересов России, США и Израиля, а также удаление Ирана из Сирии, учитывая огромную угрозу, которую он представляет для Израиля.
— Ускорение работы над политическим решением конфликта в Сирии и обеспечение мирной передачи власти. Важно не дать Башару Асаду оставаться у власти, поскольку Вашингтон и Тель-Авив считают его главным союзников Ирана в регионе.
— Оказание давления на сирийское правительство, чтобы оно поспособствовало выводу иранских войск из Сирии и отказалось от поддержки оси сопротивления в обмен на укрепление и обеспечение безопасности режима Асада в Дамаске, отмену санкций, восстановление страны и возвращение Дамаска в арабское и международное сообщество.
— Усиление санкций, способствующих достижению американских интересов в Сирии, тем более что Вашингтон готовится к принятию закона «Цезарь-2».
— Попытка усадить Иран за стол переговоров в Вене для согласования «дорожной карты», направленной на ограничение его присутствия в регионе, что облегчит процесс урегулирования сирийского кризиса и взаимодействие между различными сирийскими и международными сторонами.
Итак, есть несколько возможных сценариев развития ситуации в Сирии. В последнее время все чаще звучат разговоры о возобновлении переговоров по сирийскому кризису и необходимости его урегулирования. И здесь возникает немаловажный вопрос: «Станет ли 2021 год решающим для сирийского кризиса, который не принес сирийцам ничего, кроме боли и мучений?»
Мы узнаем ответ на этот вопрос в ближайшее время, и он еще может нас удивить.