В последний день октября 2015 года в воздушном пространстве Синайского полуострова, примерно в 100 километрах к югу от египетского города Эль-Ариш и чуть дальше в направлении израильского города Эйлат, произошло крушение самолета.
Российский самолет Airbus A321, купленный у компании из Ирландии, на борту которого находились 224 пассажира (за исключением 4 пассажиров, все они — россияне), разбился менее чем через полчаса после вылета из международного аэропорта Шарм-эль-Шейха в аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге.
Одна из крупнейших в мире авиакатастроф имела тяжелые последствия для египетского государства, правящего режима и туристического сектора как одного из главных источников дохода страны.
Сомнения в версии египетских властей
В то время казалось, что египетский режим хочет что-то скрыть: официальные заявления Министерства авиации и армии были призваны опровергнуть версию о террористическом акте.
В пользу этой версии говорил конфликт между египетской армией и организацией «Вилаят Синай», считающей себя египетской ветвью «Исламского государства» (организация запрещена в РФ — прим. ред.). Кроме того, жертвами крушения были пассажиры из России, к кому боевики традиционно испытывают неприязнь.
Египетские власти исключили возможность теракта по нескольким причинам. Во-первых, в первые часы после крушения никто не взял на себя ответственность за случившееся. Во-вторых, было заявлено, что египетские власти приняли комплексные меры безопасности в данном регионе в целях защиты туристов, так как туристический сектор на Синае серьезно пострадал ранее. Наконец, вооруженные организации на Синае не обладают ракетами класса «земля-воздух», способными поражать летательные аппараты на больших высотах, включая пассажирские самолеты.
Было очевидно, что египетские власти пытались защитить туристический сектор, особенно сотрудничество с российской стороной. Доходы от притока туристов из России помогают тысячам египтян, хотя они тратят меньше, чем отдыхающие из других стран.
Согласно результатам предварительных международных расследований, самолет мог стать объектом вражеского обстрела. Тем временем американские спутники не обнаружили свидетельств, что причиной взрыва стали вражеские ракеты. Как показывают данные бортового самописца, пилоты не сообщали о внезапных технических неисправностях в самолете.
Примерно через 18 дней после крушения российские власти заявили, что причиной послужила активация взрывного устройства, хотя изначально Москва выдвинула версию о технических неисправностях.
Серьезные последствия для Египта
Тогда возникла пропасть в российско-египетских отношениях, поскольку несмотря на заявление Москвы, египетские власти продолжали отрицать версию о террористическом акте.
Эти события поставили египетские власти в затруднительное положение. С одной стороны, на египетской территории действительно произошел ужасный инцидент с большим количеством жертв из числа туристов. С другой стороны, официальная версия египетских властей была подвергнута сомнению: версии вооруженной группировки, российского государства и египтян противоречили друг другу.
В результате страны, выполняющие рейсы в этот регион, изменили отношение к вопросу. Их позиции разделились: кто-то видел необходимость в эвакуации своих граждан с Синайского полуострова и прекращении полетов в регион, а кто-то ограничился приостановкой полетов гражданских самолетов через воздушное пространство Синая.
Египетские власти почувствовали, что могут оказаться в длительной международной изоляции по причине противостояния мятежным исламистским группировкам, что отрицательно сказывается на репутации страны и стабильности туристического сектора.
В связи с этим египетский режим начал активно действовать с целью уменьшить масштаб ожидаемых потерь, отправив на Синай колонны профессионалов в сфере СМИ. Они снимались с туристами, которые не были эвакуированы после инцидента, единодушно заявляя о безопасности в регионе. Тем временем иностранные туристы отказывались подчиняться решениям своих стран, настаивая на пребывании в Египте.
Борьба между Каиром и Москвой
Россия была в числе стран, принявших меры на трех направлениях во избежание рисков после трагической аварии. Это отмена всех полетов над Синаем, приостановка любых рейсов в Египет, в том числе Хургаду и Шарм-эль-Шейх, и эвакуация всех российских туристов.
Отрицание Каиром факта причастности третьих сил к крушению самолета не помогло сохранить имидж страны, особенно на фоне рекомендации ООН воздержаться от полетов над Синаем. Кроме того, крупные международные авиаперевозчики, в том числе известные арабские компании и союзники Каира временно приостановили рейсы на египетские курорты на Красное море.
В связи с этим египетские власти заявили, что пересмотрят меры безопасности на всех своих аэропортах, особенно тех, что принимают туристов из-за границы на северо-востоке страны, на предмет соответствия признанным международным стандартам в данной области, а также требованиям заинтересованных государств. Все это должно было происходить без ущерба суверенитету Египта.
Египетские власти надеялись на скорейший приток туристов в регион, о чем свидетельствовали регулярные заявления об успешном пересмотре мер безопасности в аэропортах.
Однако принятые меры и тесные отношения между Каиром и Москвой не убедили последнюю возобновить полеты в египетские города. Российские спецслужбы рекомендовали президенту не отменять решение о приостановке полетов в Египет.
Согласно источникам, Москва поставила условие, что должна принять участие практически во всех процедурах по обеспечению безопасности полетов на территорию Египта и обратно, на что получили отказ со стороны местных властей, так как это нарушает национальный суверенитет и позволяет российским властям отслеживать действия египетских служб безопасности в аэропортах.
Напряженность в двусторонних отношениях
Ситуация не менялась последние шесть лет, особенно в период пандемии. Каир пытался различными способами убедить Москву в пересмотре политики и возобновлении туризма, пока она настаивала на участии в процессе обеспечения безопасности
Не так давно напряжение стало нарастать. В последние недели в двусторонних отношениях произошли негативные изменения. Так, Египет как часть западного альянса, возглавляемого США, участвовал в военно-морских и воздушных маневрах у берегов России в Черном море.
Помимо этого, более месяца назад в Совете Безопасности Москва сделала ответный шаг, присоединившись к эфиопскому лагерю по проблеме плотины «Возрождение» и осудив угрозы, прозвучавшие от египетских властей в адрес Эфиопии.
Это вызывало недовольство египтян, приветствовавших визит президента Путина в их страну несколько лет назад, когда в рамках сделок о покупке оружия Москва получила миллиарды долларов и взамен должна была поддерживать позицию Египта по различным международным вопросам.
Наконец, произошло то, что можно расценивать как египетский ответ на позицию России в Совете Безопасности, воспринятую всеми сторонами как враждебную по отношению к Египту, особенно на фоне благодарности за поддержку, выраженной Эфиопией в адрес Москвы, и военного сотрудничества двух стран. Так, Египет заявил о намерении отложить работу над ядерным проектом в Эд-Дабаа на северо-западе страны, контролируемым россиянами.
Власти Египта объяснили это техническими причинами, связанными с отсутствием координации сторон в условиях пандемии, а также юридическими препятствиями — задержкой получения окончательного одобрения проекта Палатой представителей. Однако дипломаты связывают это с обострением отношений двух государств на фоне позиции Москвы по плотине «Возрождение».
Недавняя уступка
В понедельник утром египетские власти официально объявили о прибытии первого рейса из России в Египет.
Обе страны заявили о намерении возобновить регулярные туристические рейсы из российских городов на египетские курорты на Красном море с понедельника.
Это вызвало вопросы о причине столь позитивной трансформации в отношениях государств. Какая сторона пошла на уступки? Согласились ли египетские власти с российскими условиями относительно присутствия своих представителей в ряде египетских аэропортов? Или российская сторона убедилась в эффективности мер, принятых египетскими властями?
Согласно египетским источникам, Каир согласился с условиями Москвы относительно присутствия ее представителей в аэропортах Хургады и Шарм-эль-Шейха. Они следят за процедурами взлета и посадки российских самолетов и досмотра багажа пассажиров по согласованию с местными властями.
По мнению экспертов, то, как египетский режим справился с данным кризисом, продемонстрировало его способность действовать в сложных условиях, находя баланс между своими интересами и опасениями других игроков.
Несмотря на успешное возобновление судоходства, оказалось, что версия египетских властей о причине аварии (ошибка японского капитана в плохих погодных условиях), оказалась не совсем достоверной.
Позже стало известно, что египетская сторона частично несет ответственность за случившееся с кораблем.
Кроме того, как оказалось, израильские силы участвовали в расследовании обстоятельств крушения российского самолета на Синае, хотя египетский режим отрицал это. Позже в расследовании также приняли участие несколько не имеющих отношения к инциденту европейских стран, включая Великобританию и Францию.
Согласно оценкам российских экспертов, изменение позиции Москвы объясняется несколькими факторами. Во-первых, у египетского режима нет принципиальных позиций, которые он бы демонстрировал в других регионах, в том числе в Ливии. Например, о Турции такого не скажешь, Анкара с легкостью действует против России в Сирии, Ливии и на Украине. Государство-оккупант уподобляется туркам в Сирии (автор имеет в виду Израиль — прим. ред.).
Однако, несмотря на относительное улучшение отношений с Москвой, египетские власти остаются на американской орбите и обратились за поддержкой к россиянам по проблеме плотины «Возрождение» исключительно после провала усилий администрации Трампа. Таким образом, Россия не может считать египетский режим стратегическим союзником.