Союзники и противники Соединенных Штатов пристально следят за действиями администрации Байдена теперь, когда Афганистан стремительно погружается в состояние хаоса в преддверии полного вывода американских войск.
Быстрое продвижение Талибана* (запрещер в РФ) и бессилие афганских вооруженных сил перед боевиками наглядно демонстрируют тщетность усилий, которые Соединенные Штаты и международное сообщество предпринимали последние два десятилетия.
Американские чиновники продолжают делать акцент на своей приверженности сохранению афганского государства и защите с трудом завоеванных свобод для женщин, девочек и меньшинств, которые страдали от жестоких притеснений под гнетом Талибана*.
Американские чиновники также заявляют, что они решительно настроены сделать так, чтобы «Аль-Каида»* (запрещена в РФ) не смогла вновь закрепиться в этой стране.
Тем не менее, продвижение Талибана* и решение об эвакуации персонала американского посольства под охраной военных, принятое Госдепартаментом США 12 августа, поднимают вопрос о том, насколько Соединенные Штаты на самом деле готовы придерживаться своих обязательств.
«Нашим врагам это говорит о том, что Соединенным Штатам можно нанести поражение», — заявил в интервью основатель и президент базирующегося в Вашингтоне политического института «Фонд защиты демократий» (Foundation for Defense of Democracies) Клифф Мэй (Cliff May).
«Если даже Талибан* способен нанести поражение [Соединенным Штатам], то кто не сможет?— продолжил Мэй. — Как противники мы беззубые. Как союзники мы ненадежные».
На этой неделе Талибан* захватил второй и третий крупнейшие города Афганистана, Кандагар и Герат, а также столицу южной провинции Гильменд.
В настоящее время считается, что Талибан* контролирует более двух третей страны, и эти данные лишь подтверждают более ранние предостережения, звучавшие со стороны американских военных, о том, что Кабул может пасть в течение всего 30 дней, а вся страна — в течение нескольких месяцев.
По словам экспертов, падение Афганистана после вывода американских войск может привести к подрыву авторитета Америки на международной арене.
«Я думаю, что вывод сил США и та быстрота, с которой он осуществляется перед лицом стремительных завоеваний талибов, окажут еще более глубокое воздействие, чем уход Соединенных Штатов из Вьетнама в 1975 году, и гораздо более сильное воздействие, чем их (временный) уход из Ирака в 2011 году», — сказал генерал-лейтенант в отставке Дэвид Барно (David Barno), профессор стратегических исследований в Школе передовых международных исследований при Университете Джона Хопкинса. В прошлом Барно командовал силами США в Афганистане.
«К сожалению, мне кажется, что этот трагический исход на долгие годы станет доминирующим фактором, влияющим на оценку военной мощи Соединенных Штатов и их авторитета на международной арене, только если это не затмит другой крупный международный конфликт. Это станет катализатором для неверных оценок со стороны противников Америки в дальнейшем, а также будет способствовать опасной уверенности в том, что военная мощь Соединенных Штатов и их политическая готовность защищать своих друзей и союзников ослабевают», — добавил он.
Администрация Байдена не демонстрирует никаких признаков сомнений в правильности своего решения, хотя ее чиновники все же выразили тревогу в связи со стремительным продвижением талибов.
В четверг, 12 августа, госсекретарь США Энтони Блинкен (Antony Blinken) провел переговоры с афганским президентом Ашрафом Гани (Ashraf Ghani), «чтобы подтвердить, что Соединенные Штаты сохраняют приверженность принципу сохранения безопасности и стабильности Афганистана перед лицом насилия со стороны Талибана»*, о чем говорится в официальном заявлении Госдепартамента США.
Кроме того, госсекретарь сделал акцент на этой мысли в своих телефонных разговорах с коллегами из Канады и Германии, а также с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, которые он провел в пятницу, 13 августа.
Между тем на международной встрече по Афганистану, которая проходит в Катаре и инициатором которой стали Соединенные Штаты, ее участники в пятницу выступили с совместным заявлением, осудив насилие, потребовав прекращения огня и призвав Талибан* и правительство Афганистана принять участие в мирных переговорах.
«Мы требуем немедленного прекращения нападений на города, призываем к политическому урегулированию и предупреждаем, что правительство, навязанное силой, станет государством-изгоем», — сообщил в твиттере специальный посланник Соединенных Штатов по примирению в Афганистане Залма Халилзад (Zalmay Khalilzad).
Под совместным заявлением подписались представители 13 стран и организаций.
По словам экспертов, в отсутствие давления со стороны американских военных у Талибана* не будет стимулов для того, чтобы прислушиваться к призывам международного сообщества.
«Дипломатия работает лучше всего, когда за ней стоит реальная угроза применения силы со стороны американских войск. Но, к сожалению, администрация Байдена сбросила этот рычаг давления со счетов, когда они решили вывести войска из Афганистана по совету военных», — сказал бывший координатор Госдепартамента по вопросам борьбы с терроризмом Нейтан Стейлс (Nathan Sales), работавший при администрации Трампа.
«Я без особого оптимизма смотрю на перспективы дипломатического решения здесь. Талибы думают, что могут получить все желаемое, продолжая оказывать военное давление. Зачем им отказываться от того, чего они могут добиться военной силой?» — добавил он.
Стремительный и хаотичный вывод американских войск из Афганистана — это настоящий подарок для Китая и России, чья пропаганда призвана дискредитировать американское руководство и подорвать господство западных демократий.
В среду, 11 августа, представитель Министерства иностранных дел Китая Лицзянь Чжао (Lijian Zhao) опубликовал в твиттере карикатуру, изображавшую американцев, покидающих Афганистан и оставлявших после себя разрушенные дома и раненых мирных жителей. Под карикатурой была подпись: «Соединенные Штаты с легкостью покинули Афганистан, но как насчет афганского народа, который страдал на протяжении 20 лет?»
Эта карикатура была опубликована после встречи министра иностранных дел Китая Вана И (Wang Yi) и главы политического крыла Талибана* Абдула Гани Барадара (Abdul Ghani Baradar), которая состоялась в Пекине 28 июля.
«Будучи крупнейшим соседом Афганистана, Китай всегда проводил дружественную политику в отношении всего афганского народа. Афганистан принадлежит афганскому народу. Его будущее и судьба должны быть в руках афганского народа», — прокомментировало Министерство иностранных дел Китая совместную фотографию китайских чиновников и представителей Талибана*.
Хотя Пекин и Москва вряд ли будут воздерживаться от критики в адрес Америки и спровоцированного ей кризиса, они также подвергаются риску того, что после захвата Афганистана талибами нестабильность может распространиться и за пределы этой страны.
«Сейчас у Китая, России и других враждебных государств возникает искушение хорошенько посмеяться за счет администрации Байдена», — сказал Сейлс.
«Думаю, любое веселье со стороны этих стран будет коротким, потому что завоевание талибами Афганистана будет иметь драматические последствия для региона и для других государств, стремящихся к роли глобальных лидеров. Им придется засучить рукава и взяться за работу, чтобы устранить последствия», — добавил он.
* террористические организации, запрещенные в РФ.