Handelsblatt (Германия): Украина — зеленый энергетический партнер Германии

Берлин и Киев должны действовать решительнее ради развития экономического сотрудничества двух стран, считает Оливер Хермес

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор, глава Восточного комитета немецкой экономики, полон энтузиазма насчет того, как ФРГ компенсирует Украине потери от перехода поставок газа из РФ на «Северный поток — 2». Киев зальет ЕС «зеленым эко-водородом». Но за этой рекламой проглядывает желание немцев достроить «СП — 2» без препятствий от США: экономике ФРГ куда нужнее газ из России, чем ветряки на Украине.

Ровно год назад, в августе 2020 года, Германия и Украина договорились о более тесном сотрудничестве в области энергетики. Приоритетными направлениями этой кооперации должны стать развитие возобновляемых источников энергии, совместное производство водорода и повышение эффективности энергетики, а также поддержка Украины в структурной модернизации её угледобывающих регионов. Благодаря соглашению по «Северному потоку — 2» между ФРГ и США, в рамках которого Германия объявила о своей готовности сделать значительные инвестиции в украинскую энергетику и в развитие водородной промышленности, это начинание получило новый импульс.

Восточный комитет немецкой экономики содействует германо-украинскому сотрудничеству в области энергетики с самого начала. Вместе с представителями немецких компаний мы регулярно говорим с украинскими ответственными лицами о возобновляемых источниках энергии, водороде, интеграции Украины в энергетический рынок ЕС, а также о превращении Украины в газораспределительный центр.

Развитие возобновляемых источников энергии, в особенности энергии ветра, вполне успешно продвигалось в последние годы. Местным и зарубежным инвесторам на сегодняшний день удалось реализовать проекты в области ветряной энергетики на сумму почти в один миллиард евро. Это развитие было подкреплено кредитами таких международных финансовых институтов как Европейский банк реконструкции и развития, но также и политической поддержкой стран G7.

Однако развитие этой отрасли происходит не без проблем: закон о поддержке возобновляемой энергии был принят на Украине до политических перемен 2014 года. Он содержит помимо прочего положения, дающие особые привилегии отдельным группам интересов, в частности это касается «зеленых тарифов», которые позже стали тяжелым бременем для государственного бюджета и были снижены лишь в 2020 году.

В то же время операторы ветряных энергетических комплексов получали свои деньги с большим опозданием. В итоге сумма их непогашенных долгов достигла одного миллиарда евро. Надежное и долговременное решение этой проблемы — центральная предпосылка для будущих инвестиций в возобновляемую энергетику на Украине. В Киеве родилась идея выпуска «зеленых бондов», доходы от их продажи должны пойти на погашение долгов. Это призвано смягчить проблему.

Развитие двустороннего сотрудничества в энергетике

Несмотря на сложную окружающую обстановку, дискуссия об интегрировании Украины в европейскую и немецкую водородную стратегию набирает обороты. В рамках немецкой программы H2Global в будущем должны быть созданы предпосылки для производства зеленого водорода за рубежом. Украина может сыграть в этом деле центральную роль.

И в европейской водородной стратегии от июля 2020 года Украина особо упоминается как возможных партнер ЕС по производству водорода. Действительно, эта страна обладает не только большим потенциалом для развития возобновляемых источников энергии, но — как показывает спор о российском газопроводе «Северный поток — 2» — и функционирующей, хотя и нуждающейся в модернизации экспортной инфраструктурой для транспортировки газа в Западную Европу. Сейчас Украина уже и формально интегрируется в общий энергетический рынок ЕС.

Развитие двухстороннего партнерства в энергетике было одной из центральных тем состоявшегося в июне визита украинского министра иностранных дел Дмитрия Кулебы в Берлин. Восточный комитет организовал экономический диалог, в ходе которого Кулеба встретился с представителями немецких компаний, готовящих проекты для развития ветряной и солнечной энергетики на Украине. Эти проекты могут быть реализованы и без «зеленых тарифов»: они могут частично финансироваться собственными средствами компаний.

Но в привлечении стороннего капитала компании еще испытывают серьезные проблемы, потому что желаемое в политической сфере партнерство тормозится ограниченными возможностями страхования рисков путем предоставления государством инвестиционных или кредитных гарантий. Подобная сдержанность инвесторов объясняется «нестабильными» рамочными условиями на Украине. Действительно, стране хотелось бы пожелать большей стабильности, что открыло бы путь для инвестиций из Германии в зеленую энергетику и соответственно в производство зеленого водорода.

Активная декарбонизация

Соглашение по «Северному потоку — 2» между Германией и США, предусматривающее, помимо прочего, создание зеленого фонда в размере одного миллиарда для поддержки энергетического поворота на Украине и куда Федеративная республика в качестве первого шага уже внесла 175 миллионов долларов, открывает в любом случае новые финансовые возможности.

Активная декарбонизация и для украинской (экспортной) экономики имеет большое значение. Планы по введению углеродного налога (Carbon Border Adjustment Mechanism) в рамках «зеленой сделки» Европейского Союза обретают все более конкретные очертания. Подобный углеродный налог должен защитить конкурентоспособность европейских производителей и в то же время побудить импортеров сделать свои товары менее углеродоемкими.

Компании или страны, продукты которых оставляют большой углеродный след, должны настроиться на дополнительные расходы. При этом будут учитываться усилия стран по уменьшению выбросов СО2. В данный момент цена одной тонны попавшего в атмосферу СО2 на Украине оценивается в 15 центов, а в ЕС — 50 центов. С учетом нынешнего состояния дел затраты для украинской экономики резко возрастут.

Если посмотреть на украинскую сталелитейную промышленность, играющую для страны ключевую роль, то становится ясно, насколько важно быстро провести декарбонизацию экономики, например, продвижением пилотных проектов. Использование зеленого водорода в производстве может и тут сыграть решающую роль. Многие немецкие фирмы покупают у украинских поставщиков продукты сталелитейной промышленности и хотят делать это и в будущем.

За заявлениями должны последовать дела

Повышение эффективности энергетики, произведенная экологичными методами электроэнергия и зеленый водород могут сыграть решающую роль в производстве стали. Для сохранения экспортных возможностей украинской экономики использование зеленой электроэнергии и водорода внутри самой страны важнее, чем их экспорт. Немецкая экономика может и хочет помочь Украине в ее зеленой перестройке.

Сейчас настало время выйти за рамки планирования и разговоров. Теперь за политическими заявлениями должны последовать конкретные дела, германо-украинское сотрудничество в области энергетики должно стать историей успеха, с которой сейчас связывают столько надежд. На украинской стороне как можно быстрее должны быть созданы структурные рамочные условия, чтобы вновь пошли инвестиции в возобновляемую энергетику и чтобы водородные проекты смогли получить финансирование на приемлемых условиях.

На немецкой стороне необходимо соединить политическую волю, направленную на углубление сотрудничества с Украиной в области энергетики, с большей решительностью, что позволит быстро воплотить в жизнь уже готовые к реализации проекты немецкой экономики. Многие компании готовы немедленно начать работу. Политики и экономисты в Германии и на Украине должны сейчас совместными усилиями начать создавать зеленое будущее.

*Оливер Хермес (Oliver Hermes) — председатель Восточного комитета немецкой экономики и главный исполнительных директор дортмундской группы компаний Wilо, производящей насосное оборудование.

Обсудить
Рекомендуем