Handelsblatt (Германия): семь препятствий на пути «Северного потока – 2»

Хотя в прошлом месяце США и Германия и заключили компромиссное соглашение по «Северному потоку – 2», но существует еще много факторов, представляющих опасность для газопровода. Вот их краткий обзор.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Казалось бы, Германия и США достигли компромисса по «Северному потоку – 2», и совсем скоро газопровод будет наконец-то достроен. Но существует еще немало факторов, которые представляют для него опасность и заставляют сомневаться, что он все же будет запущен, предупреждает автор.

В конце августа это, наконец, произойдет: вызывавший столько споров газопровод «Северный поток — 2» будет достроен и уже в конце года может быть сдан в эксплуатацию. Но все-таки «свершившимся фактом», как назвал проект в июле госсекретарь США Энтони Блинкен после того, как США после тяжелых переговоров согласились снять санкции против газопровода, «Северный поток — 2» не является. 

Потому что даже перед самым завершением строительства не понятно, действительно ли этот газопровод стоимостью в 9,5 миллиарда евро, который должен будет доставлять российский газ в Европу, заработает. Вот семь препятствий, которые могут помешать его запуску.

Препятствие 1: Газовая директива Евросоюза

Самое труднопреодолимое препятствие для «Северного потока — 2» — европейское законодательство. Газовая директива ЕС — а только на ее основе проект может быть одобрен — была ужесточена два года назад именно из-за «Северного потока — 2». Хотя одобрять проект будут немецкие власти, но Еврокомиссия, как орган, надзирающий за договорами ЕС, проверит, все ли в нем соответствует правовым нормам. И она может вмешаться, если у нее возникнут сомнения на этот счет. 

Конкретной проблемой для «Северного потока — 2» может стать положение газовой директивы, согласно которому владелец любого газопровода не может быть и его оператором, что напрямую касается российского государственного концерна Газпром, стоящего за «Северным потоком — 2». 

Далее газовая директива предписывает, что любой газопровод может быть сертифицирован только в том случае, если он служит обеспечению энергетической безопасности Европейского союза. В том, что «Северный поток — 2» необходим для энергоснабжения, многие сомневаются. Сама Еврокомиссия заявила в свое время, что проект не соответствует общим интересам ЕС.

Препятствие 2: Польша и прибалтийские государства

Польша — один из самых ярых противников газопровода. Так же, как прибалтийцы и словаки, она использует геополитические аргументы: якобы ЕС попадет в энергетическую зависимость от России, что в свою очередь подвергнет риску безопасность союза. А из-за того, что Россия уже сейчас сократила поставки газа в Европу с целью оказать давление на процесс одобрения, просто отмахнуться от возражений этих стран нельзя. 

Кроме того, проект угрожает стабильности Украины, госбюджет которой зависит от доходов, получаемых за транзит газа, и которые исчезнут с введением в эксплуатацию «Северного потока — 2». Это возражение вроде бы устранено германо-американским компромиссом: транзит газа по территории Украины должен осуществляться до 2034 года. Кроме того, Германия предоставит Киеву 175 миллионов долларов для развития возобновляемых источников энергии.

Но это не переубедило противников «Северного потока — 2»: в совместном заявлении Польша и Украина назвали германо-американское соглашение «политической, военной и энергетической угрозой для Украины и Центральной Европы». Оно, по их мнению, «усиливает возможности России по дестабилизации Европы». 

Многие считают весьма вероятным то, что поляки и прибалтийцы продолжат сопротивление в Брюсселе. Но на соответствующий запрос газеты Handelsblatt представители этих стран не ответили. Предположительно, и Украина не смирится с соглашением и попытается с помощью более могущественных союзников повлиять на дальнейший ход событий. 

Препятствие 3: Европейский парламент

Большинство депутатов Европарламента отрицательно относятся к «Северному потоку — 2». Независимо от фракций они постоянно принимали резолюции с требованием остановить строительство газопровода. Еврокомиссия не обязана учитывать резолюции Европарламента при принятии решений, но просто игнорировать их она тоже не может по политическим соображениям.

Депутат Европарламента от партии Зеленых Райнхард Бютикофер (Reinhard Bütikofer) в интервью газете Handelsblatt заявил, что Европарламент будет пользоваться своим влиянием везде где только можно. По словам политика, Европарламент будет внимательно следить за четким выполнением газовой директивы, а также за тем, действительно ли Еврокомиссия вмешается в случае правовых сомнений. 

Препятствие 4: «Зеленые»

Если после сентябрьских выборов в бундестаг «Зеленые» войдут в коалиционное правительство, то «Северный поток — 2» будет иметь дело с федеральным правительством, которое уже не будет так же сплоченно отстаивать проект, как предыдущее. Кандидат на пост канцлера от «Зеленых» Анналена Бербок (Annalena Baerbock) отрицательно относится к «Северному потоку — 2» по геополитическим и климатическим причинам. Если бы решала она, то этот проект был бы окончательно похоронен, а строительным фирмам и инвесторам выплатили бы компенсацию — об этом она заявила на телеканале ZDF в начале года. 

Ее партия выступает за то, чтобы тщательно перепроверить выполнение всех экологических предписаний строителями газопровода и в зависимости от результатов этих проверок вновь начать кампанию против «Северного потока — 2».

Препятствие 5: Амос Хохштейн

На прошлой неделе госсекретарь США Энтони Блинкен назначил Амоса Хохштейна главным советником по энергетической безопасности. Его задача — минимизировать геополитические риски «Северного потока — 2» (дестабилизация Украины и стратегическое использование Россией своих поставок газа).

Дипломат Хохштейн — решительный противник «Северного потока — 2» и в целом настроен критически по отношению к России. Пока неясно, каким образом американский спецпредставитель будет сотрудничать с Германией. Но сам факт его назначения не оставляет сомнений: для американцев дело еще не закрыто. 

Препятствие 6: иски

Сейчас идут разбирательства по экологическим искам «Союза охраны природы Германии» и «Немецкого союза помощи окружающей среде» против газопровода. Экологи предпринимают юридические шаги против строительства в охраняемых морских акваториях, аргументируя это соображениями защиты климата и подвергая сомнению целесообразность еще одного газопровода. Необходимость проведения более амбициозных мероприятий по защите климата дает защитникам окружающей среды надежду на то, что их иски будут удовлетворены. 

Препятствие 7: политика ЕС в области защиты климата

Должно пройти 50 лет, прежде чем строительство «Северного потока — 2» экономически окупится. Однако уже менее чем через 30 лет ЕС хочет стать климатически нейтральным, то есть больше не сжигать ископаемое топливо, к которому относится и природный газ. Как утверждают критики проекта, «Северный поток — 2» приведет к эмиссии 100 миллионов тонн СО2.

Использование природного газа приведет не только к эмиссии СО2, но и метана. А метан — еще более вредный для климата газ, чем углерод. Он попадает в атмосферу при транспортировке и при сжигании природного газа, который сам на 85% состоит из метана. На атмосферу он воздействует в 25 раз интенсивнее, чем СО2. Поэтому сейчас растет давление на политиков с требованием предпринять меры для значительного снижения эмиссии метана. 

Однако у газопроводов есть одно важное преимущество: их можно относительно легко переделать для транспортировки водорода, а водород — это топливо, с которым связывают надежду на воцарение климатически нейтральной экономики. Россия уже готова предложить себя в качестве будущего поставщика водорода.

Обсудить
Рекомендуем