Украина купила легендарный британский научно-исследовательский ледокол RRS James Clark Ross. Уже осенью он должен отправиться в экспедицию под украинским флагом. Судно будут использовать для научных исследований у станции Академик Вернадский в Антарктиде. Корреспондент.net рассказывает подробности.
James Clark Ross полон символизма
Великобритания передала Украине исследовательский корабль для арктических экспедиций James Clark Ross, сообщило британское посольство 19 августа. Украине он обошелся в пять миллионов долларов. Эта сумма была выделена Кабмином.
«После 30 лет службы в составе Британской антарктической миссии ледокол James Clark Ross был продан украинской антарктической станции Академик Вернадский», — говорится в сообщении британского представительства в Украине.
Интересно, что это второй случай передачи британских исследовательских активов Украине. Первый произошел в 1996 году, когда Британия за символический один фунт продала Украине антарктическую станцию Фарадей, которая теперь называется Академик Вернадский.
«Судном восхищались все, кто на нем работал. Этот ледокол позволил ученым сделать много открытий, чтобы лучше понять быстро меняющийся мир. Мы будем скучать по этому судну, но я рада, что наши коллеги-исследователи будут использовать его для проведения важных научных исследований», — заявила директор Британской антарктической службы профессор Дэйм Джейн Фрэнсис.
Судно отныне принадлежит Национальному антарктическому научному центру Украины. По словам его директора Евгения Дикого, сумма в пять миллионов долларов также является «символической для такого судна».
«Поскольку он приобретается вместе с двумя моторными лодками (25 тысяч долларов), с полным баком топлива (еще больше 272 тысяч), и еще шесть тысяч долларов — наша половина оплаты юридических услуг, то вместе цена покупки у 5,3 миллиона долларов», — рассказал Дикий BBC Україна.
Примечателен и тот факт, что именно James Clark Ross доставил первую украинскую миссию на станцию Академик Вернадский в 1996 году.
«А еще для нас этот ледокол имеет ценность как символ, ведь именно он привез первую украинскую антарктическую экспедицию на прежнюю британскую станцию Фарадей — сейчас нашу Академик Вернадский — в 1996 году», — сообщил директор НАНЦ.
Что известно о ледоколе James Clark Ross
Ледокол RRS James Clark Ross спустили на воду 1 декабря 1990, и с 1991 года оно было штатным судном Британской антарктической службы. Приставка RRS означает «Royal Research Ship», что с английского переводится как «королевское исследовательское судно».
Свое имя он получил в честь Джеймса Кларка Росса — британского военного моряка и исследователя, который в 19 веке на кораблях Terror и Erebus совершил крупнейшую в свое время экспедицию в Антарктику, а позже участвовал в поисках пропавшей экспедиции Франклина в Арктике.
Длина ледокола составляет 100 метров, а водоизмещение — 5732 тонны. Портал Defence Express отмечает, что флагман украинского военного флота фрегат «Гетман Сагайдачный» при длине 122 метра имеет водоизмещение в 3642 тонны.
Судно может идти со скоростью два морских узла (почти четыре километра в час) через равное ледовое поле толщиной в один метр, а максимальная ледовая преграда на его пути может достигать четырех метров.
Чтобы облегчить проход через паковый (многолетний) лед, система сжатого воздуха раскачивает судно, расширяя таким образом путь.
James Clark Ross специализируется на морских биологических, океанографических и геофизических исследованиях. На его борту есть несколько лабораторий, а также системы лебедок, которые позволяют размещать научное оборудование на корме или в средней части судна.
Важной особенностью судна является его относительная бесшумность, что позволяет ему использовать чувствительную акустическую аппаратуру.
За годы службы британской науке James Clark Ross совершил множество экспедиций в Антарктику, где изучал изменения климата и айсберги, а также обеспечивал британские и другие антарктические миссии. На его борту могут находиться несколько десятков ученых и более 20 членов экипажа.
Он был первым, кто сделал карту глубоководного Южно-Сандвичева желоба в Южном океане. Также запускал подводный дрон-субмарину, названный Boaty McBoatface. Аппарат изучал связь между усиливающимися антарктическими ветрами и ростом температуры океанической воды.
James Clark Ross также принял участие в первом международном исследовании по оценке запасов криля в атлантической части Южного океана. Полученные данные до сих пор используются в моделях оценки криля.
Во время полярной зимы в Антарктике ледокол работал на другой стороне Земли — в Арктике.
На сайте Британской антарктической службы есть виртуальный тур по James Clark Ross, а также веб-камера, которая показывает палубу.
Зачем Украине такое судно
Приобретение James Clark Ross Евгений Дикий называет важнейшим событием в истории украинского полярной станции Академик Вернадский в Антарктике и важной вехой в возрождении научного флота Украины.
Ежегодно Украине приходилось фрахтовать иностранное судно для того, чтобы доставлять антарктические экспедиции и забирать их обратно. Это каждый раз стоило миллионы долларов.
«Последние 20 лет в Украине не было собственного ледокола для антарктических исследований, что значительно ограничивало нашу работу. Также с этим судном у Украины есть амбиции проводить масштабные исследования Южного океана и, по возможности, со временем начать исследования в Арктике», — рассказал директор НАНЦ Евгений дикий.
Как отметили в министерстве образования и науки, приобретение специализированного океанографического судна позволит вернуться к изучению океана как отрасли украинской науки и гораздо эффективнее использовать антарктическую станцию Академик Вернадский.
Судно является полноценным «плавучим научным институтом», который включает восемь лабораторий для полного спектра морских исследований (биология, экология, гидрохимия, гидрофизика, акустика, геофизика дна, гравиметрия), говорится в ответе директората науки и инноваций ведомства на запрос журналистов.
James Clark Ross обладает уникальным геофизическим и акустическим оборудованием, в том числе сонарами высокого разрешения. Ледокол оснащен специальными траловыми аппаратами и лебедками для погружения всего спектра измерительных приборов, отбора проб воды, траления сетями и тому подобное.
Он обеспечивает возможность подъема образцов с глубины до шести километров, что позволяет исследовать более 90 процентов площади дна Мирового океана, отметили в министерстве.
Одновременно на борту ледокола могут работать до 50 ученых. А длительный гарантированный срок эксплуатации ледокола — от 20 до 25-30 лет с момента приобретения — и автономность плавания — до двух месяцев в открытом море — делают доступной для него любую точку Мирового океана.
«Использование ледокола открывает для нашей науки принципиально новые возможности — работу в открытом океане — и позволяет к программе исследований на станции Академик Вернадский добавить огромную по объему программу исследований Южного океана и при необходимости — проводить исследования и в Арктике», — отметили в министерстве.