Это одна из самых приятных тем для Владимира Путина, и это тут же можно было заметить, когда в пятницу главу Кремля спросили о «Северном потоке — 2». Он стоял рядом с Ангелой Меркель, для своей практически последней пресс-конференции с ней как с канцлером Германии он выбрал роскошный зал в Кремле. Стоя за пультом, Путин заявил, что строительство газопровода почти завершено. Одно это он может поставить себе в зачет как российскую историю успеха, если вспомнить политическое противодействие «Северному потоку — 2» в Европе и соответствующие санкции США. «До полной готовности трубопровода осталось лишь 44 или 45 километров», — сказал Путин и тут же поправил себя сам: «Сколько, господин Миллер? 15? Еще 15 километров труб нужно проложить по морю». Присутствие шефа Газпрома в зале дополнительно подчеркивало значение этой темы.
Но одна загвоздка все-таки есть: с помощью «Северного потока — 2» Кремль в принципе может отказаться от транзита российского газа через Украину. Срок действия транзитного договора между Москвой и Киевом истекает в 2024 году, но Украина зависит не только от транзитных пошлин. Она оставляет некоторую часть поставляемого в Европу газа для собственных нужд. Официально страна получает этот газ из Европы, но для экономии средств он физически вообще не покидает Украину. Поэтому с вводом в эксплуатацию нового газопровода Путин может оказывать давление на Украину по двум направлениям. Правда, России грозят санкции из Брюсселя и Вашингтона, если она станет использовать поставки своего газа в качестве политического оружия.
Ангела Меркель постоянно предпринимала шаги, чтобы смягчить негативные последствия от нового газопровода для Украины, и делала она это не после требований Америки. Компромиссное соглашение Меркель с президентом США Джо Байденом поставило перед ней конкретную задачу для визита в Москву: она должна была убедить Путина продлить транзитный договор с Украиной, истекающий в 2024 году, еще на десять лет. Ради этого Вашингтон пока готов отказаться от дальнейших санкций против «Северного потока — 2».
Европейцам придется покупать больше газа
В ходе совместного выступления Путин отреагировал на украинскую озабоченность старым аргументом, что, мол, «Северный поток — 2» — чисто экономический, а не политический проект. Газопровод по дну Балтийского моря короче, современнее, экологичнее и дешевле, чем украинский, — перечислил Путин все преимущества новой трубы. Он якобы всегда был готов транспортировать газ по Украине и после 2024 года. Но, по его словам, в конечном итоге все будет зависеть от того, сколько газа европейцы будут заказывать из России: «А с учетом „зеленой" повестки, которая сейчас, по сути, уже осуществляется в Европе, у нас стоит вопрос, будут ли у нас вообще закупать газ и сколько». Если это действительно так, то напрашивается другой вопрос: а зачем тогда вообще прокладывали «Северный поток — 2»?
По новой трубе Россия сможет ежегодно поставлять в Европу 55 миллиардов кубических метров газа, таким образом она удвоит объем поставок газа по Балтике. Но 55 миллиардов кубических метров — это то же самое количество газа, которое было прокачано в 2020 году через Украину, хотя мощность украинского газопровода значительно выше. Путинская логика такова: если ЕС не хочет, чтобы Украина пострадала от «Северного потока — 2», то он должен будет покупать больше российского газа. Так или иначе, Газпром остается в выигрыше, а значит, в выигрыше остается и Кремль.