Спустя 30 лет после того, как последний советский танк покинул Афганистан, Кремль открыто использует вакуум власти, вызванный внезапным выводом войск США. Хотя Россия сотрудничает с «Талибаном»* (террористической организацией, запрещенной в РФ — прим. ред.) и другими региональными силами в Афганистане, она пока держит их на расстоянии вытянутой руки.
Возобновление интереса России к Афганистану проявляется в нескольких формах. Очевидную озабоченность вызывает возможность распространения нестабильности на постсоветские государства Центральной Азии и на саму Россию. Как и в Сирии, Кремль стремится предотвратить создание благоприятной среды для ИГИЛ (террористической организацией, запрещенной в РФ — прим. ред.) и исламского экстремизма. Вопрос безопасности границ Афганистана стал первостепенным для России и из-за вероятности резкого роста масштабов незаконного оборота наркотиков и кризиса, связанного с наплывом беженцев.
Кроме того, богатые природные ресурсы Афганистана всегда были привлекательными. Хотя Россия, несомненно, желает эксплуатировать эти ресурсы, она также хочет предотвратить превращение Афганистана в ресурсный центр, который может уменьшить потоки доходов российских энергетических компаний. Увеличение влияния на Афганистан также дало бы Кремлю значительные геополитические рычаги в регионе между Китаем, Индийским субконтинентом и Ближнем Востоком.
Для достижения своих целей Кремль стремится к расширению взаимодействия с талибами. Их отношениями движет прагматизм, и они стремятся отбросить свою былую враждебность. История многих боевиков «Талибана»* началась в бандах моджахедов, которые вытеснили советские войска из Афганистана 30 лет назад. Кроме того, в 1990-х годах «Талибан»* поддерживал формирования чеченских сепаратистов в России и в знак солидарности с ними объявил России джихад. В 2003 году Россия официально объявила талибов террористической организацией.
Однако по мере обострения напряженности в отношениях между США и Россией после начала украинского кризиса 2014 года и гражданской войны в Сирии Кремль значительно расширил свой диалог с талибами. С 2018 года представители «Талибана»* приезжают в Москву для ведения переговоров в рамках подготовки к выходу США из Афганистана. По мере того как разворачивался хаос, оставшийся позади, российское посольство в Кабуле продолжало работать, получив от талибов прямые заверения в том, что нападать на него они не будут. Хотя Москва официально не признала «Талибан»* легитимной руководящей властью Афганистана, благодаря ее осторожному подходу возможность этого сохраняется.
Представители руководства движения «Талибан»*, опасаясь международной изоляции, пообещали взаимодействовать не только с Россией, но и с рядом других региональных держав, граничащих с Афганистаном. Китай, Иран и Пакистан имеют в Афганистане свои собственные пересекающиеся стратегические интересы, и, хотя Россия публично заявила о своем намерении сотрудничать с ними, она будет бороться за влияние в этой стране. Например, попытки Пекина создать прямой сухопутный маршрут на богатый ресурсами Ближний Восток через Афганистан в Иран значительно подорвали бы позиции России как главного поставщика нефти и природного газа в Китай.
После вывода американских войск из Афганистана в этом месяце российские, таджикские и узбекские войска провели военные учения на таджикско-афганской границе в качестве демонстрации силы. Таджикистан наряду с Киргизией и Казахстаном (а также Арменией и Белоруссией) входит в состав возглавляемого Россией военного альянса Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Демонстрация силы была призвана доказать намерение России сыграть ключевую роль в подавлении любых угроз безопасности, исходящих из Афганистана.
Россия заявила, что не будет вводить войска в Афганистан — на ее позицию повлиял ее предыдущий катастрофический опыт в этой стране. Но то же самое она заявляла и об Украине. Вместо этого частные военные компании, боевики и спецназ помогали поддерживать там конфликт. Поэтому, хотя вторжение, подобное вторжению СССР, исключено, дестабилизация Россией ситуации на Украине и стабилизация режима сирийского президента Башара Асада свидетельствуют о растущей способности России манипулировать конфликтом.
Несмотря на стремительное поражение подготовленных Соединенными Штатами афганских сил, в некоторых частях страны наблюдаются очаги сопротивления талибам, особенно на севере, где преобладает таджикское население. Любые попытки России защитить этнических таджиков или российских граждан в этом регионе будут основываться на аналогичных оправданиях, использованных в войне 2008 года между Россией и Грузией, но на этот раз она будет действовать при потенциальной поддержке многонациональных сил. Военно-морское господство России в Каспийском море и ее способность нанести удар по Афганистану из акватории этого моря также увеличивают ее военное преимущество в стране, не имеющей выхода к морю. Нестабильность ситуации в Афганистане также может повлиять на решение Узбекистана вновь войти в состав ОДКБ после его выхода из альянса в 2012 году.
Военная мощь и связь России с Афганистаном через Центральную Азию означают, что, несмотря на расстояние в сотни километров, она будет играть важную роль в будущих делах Афганистана. Но реализация амбициозных планов Кремля в отношении Афганистана будет осложнена из-за экономической мощи Китая, культурного влияния Ирана и Пакистана, а также присутствия укрепивших свои позиции талибов.
И если стратегия России в отношении Афганистана потерпит неудачу, ее соперники в регионе, естественно, будут рассчитывать на Центральную Азию — на этот раз в отсутствие отвлекающего фактора в виде их общего противника, США.
*«Талибан» (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим. ред.)