Европейский омбудсмен Эмили О'Рейли (Emily O'Reilly) хочет знать больше об СМС-переписке председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и главы крупной фармацевтической компании.
В апреле The New York Times сообщила, что фон дер Ляйен обменивалась звонками и текстовыми сообщениями с генеральным директором Pfizer Альбертом Бурлой (Albert Bourla).
Но когда в Еврокомиссию поступила просьба о доступе к этой переписке, ее руководство заявило, что записи отсутствуют. Брюссель ответил, что текстовые сообщения в целом «недолговечны», и в принципе их регистрация и учет не ведется.
Из-за отказа комиссии предоставить доступ к текстовым сообщениям была направлена жалоба на имя омбудсмена, которая занялась этим вопросом.
Как раз в этот момент в некоторых европейских столицах активизируются дебаты о том, насколько ответственно пользуются текстовыми сообщениями высокопоставленные официальные лица и политики при исполнении должностных обязанностей, и достаточно ли в этом вопросе подотчетности. Саму фон дер Ляйен в 2019 году подвергли критике, когда стало известно об удалении всей информации с мобильного телефона, в котором, как считали ее оппоненты, содержались ключевые доказательства скандала с контрактами в немецком Министерстве обороны.
В опубликованном в пятницу письме на имя председателя Еврокомиссии О'Рейли заявила, что ее дознавателям необходимо встретиться с официальными лицами и получить от них разъяснения о том, как комиссия организует «хранение и учет текстовых сообщений, и как эта политика реализуется на практике».
Омбудсмен отметила, что ее команда также потребует от комиссии разъяснений о том, занималась ли она, а если занималась, то где, поиском текстовых сообщений, о которых говорит в своей жалобе заявитель.
О'Рейли уже предпринимает многочисленные усилия по вопросу о текстовых сообщениях. В июне она заявила, что в целях выявления положительной практики проверит, как учреждения и ведомства ЕС регистрируют текстовые и мгновенные сообщения.
«Администрация ЕС, как и любая другая государственная администрация, в своей повседневной работе все чаще использует современные электронные средства связи», — написала этим летом омбудсмен в письме, адресованном учреждениям и ведомствам Евросоюза.
«Из-за кризиса, вызванного covid-19, и связанного с этим перехода на удаленную работу такими средствами связи стали пользоваться еще чаще, — отметила она. — Сотрудникам невозможно, да и нежелательно регистрировать все полученные и отправленные в рамках исполнения должностных обязанностей текстовые и мгновенные сообщения. Однако по закону администрация ЕС обязана, насколько это возможно, составлять и хранить относящуюся к такой деятельности учетную документацию, делая это обоснованно и предсказуемо».
«Решение о записи и хранении определенного объема информации в системе документооборота администрации, по законам ЕС должно зависеть не от носителя такой информации, будь это письмо, электронное, текстовое или мгновенное сообщение, а от ее содержания», — сказала омбудсмен.