В этой колонке «Неизвестные автомобили» мы знакомим вас с образцами, о которых в Японии нет практически никакой информации. В 25 выпуске мы расскажем о компактном хэтчбеке «Лада Ока», который продавался в СССР и России с 1980-х по 2000-е годы.
С виду «Лада Ока» практически ничем не отличается от японских маленьких машин, да еще и название звучит по-японски! Что же это за автомобиль?
Но перед этим познакомимся с автопроизводителем «Лада»
«Лада» — сравнительно известное название, не так ли? Родина — Россия (а раньше СССР). В Японии хорошо известна полноприводная модель «Нива».
В последнее время внедорожники пользуются популярностью и на вторичном рынке за их грубоватый и простой дизайн.
Между тем официальное название «Лады» звучит так — АвтоВАЗ. Компания была основана в 1966 году и расшифровывается как «Волжский автомобильный завод».
Бренды автомобилей для внутреннего и зарубежного рынков отличались: в России продавались «Жигули», а за рубежом — «Лада» (сейчас все машины называют «Ладой»).
В 1970 году дебютировали «Жигули-2101», которые были созданы на основе Fiat 124 и которые известны в качестве советского и российского народного автомобиля. В 1984 году был представлен амбициозный переднеприводный автомобиль «Жигули-2108» («Лада Самара»).
«Лада Ока» (ВАЗ-1111) вышла в 1987 году
Итак, мы наконец-то подошли к герою сегодняшней статьи ВАЗ-1111 или «Лада Ока». Удивительно, что изначально этот автомобиль был разработан в качестве средства передвижения для инвалидов.
Начнем с подробностей разработки. Очень давно в России был построен завод СМЗ (Серпуховский мотоциклетный завод), производящий автомобили для инвалидов. В какой-то момент его простые маленькие автомобили безнадежно устарели, и советское министерство автомобильной промышленности отдало распоряжение ВАЗ и СМЗ разработать новое авто для людей с ограниченными возможностями. Это было началом рождения «Оки». Событие датируется 1982 годом.
Было отобрано несколько моделей, но особенно приглянулся Daihatsu Mira экспортное название Cuore), который и взяли за ориентир.
Инженеры изучали Mira и разрабатывали автомобиль для инвалидов. Первоначальный прототип сильно напоминал японскую модель, но в результате советских требований к дизайну и усовершенствований, а также чтобы «сделать его другим и уникальным», автомобиль получился почти оригинальным.
В 1986 году был представлен предпродажный образец, а в 1988 году начался серийный выпуск этого автомобиля после презентации за год до этого.
Изначально «Ока» собиралась на заводах ВАЗ и СМЗ. Автомобиль получился достаточно продвинутым, поэтому его начали производить и для обычных водителей, в отличие от примитивной модели СМЗ.
Тем не менее из-за того, что в год выпускалось всего около 20 тысяч авто, в 1995 году производство «Оки» перенесли на заводы СеАЗ (Серпуховский автомобильный завод) и ЗМА.
ЗМА — это построенный в 1987 году новый завод «КАМАЗа», который изготавливал запасные части для «Оки».
Двухцилиндровый двигатель — собственная разработка
Что касается силовой установки, то за образец был взят двухцилиндровый двигатель Daihatsu Mira. Тем не менее для снижения себестоимости возникла необходимость взаимозаменяемости узлов и агрегатов с другими двигателями ВАЗа. Поэтому мотор начали разрабатывать с нуля на основе четырехцилиндровой силовой установки «Лады Самары» (ВАЗ-2108), которая также располагалась поперечно.
Примечательно, что этот новый двухцилиндровый двигатель объемом 649 кубических сантиметров отличался наличием балансирного вала для подавления вибраций. «Ока» поставлялась только с четырехступенчатой механической коробкой передач.
В 1996 году автомобиль оснастили новым 749-кубовым двигателем, и он получил маркировку «Ока-11113». Новая модель заменила предыдущую, но внешних отличий практически не было.
Незначительные изменения и конец производства «Оки»
Тем не менее, поскольку в 2005 году ЗМА вошел в состав «Северстали» (сейчас «Соллерс Авто»), завод свернул производство «Оки». Этот автомобиль на рынок стал поставлять только СеАЗ. Он выпустил модель «11116», установив однолитровый трехцилиндровый двигатель китайского производства и пятиступенчатую механическую коробку передач, однако цены на «Оку», которая привлекала дешевизной, выросли, азиатские страны представили различные дешевые автомобили, а нормы, касающиеся выхлопных газов, ужесточились, и поэтому в 2008 году производство малолитражки было завершено. Более того, в 2013 году сам СеАЗ прекратил свое существование.
Кстати, «Ока» для инвалидов, которую производили СеАЗ и СМЗ, была доступна в трех различных версиях в зависимости от состояния нижних и верхних конечностей водителя.
Передовой характер российского автомобильного сообщества, которое с 1950-х годов разрабатывало автомобили как транспортные средства для свободного передвижения, впечатляет.
Различные коммерческие автомобили на базе «Оки»
Были и разнообразные коммерческие версии «Оки». От таких микропикапов, как Suzuki Mighty Boy, до полноразмерных моделей, напоминающих Renault Express или Suzuki Alto Hustle, что весьма забавно.
Россияне любят «Оку»
«Ока», которая была феноменально мала для России, безусловно, не вызывала доверие с точки зрения безопасности. Вместе с тем низкая цена и эксплуатационные расходы сделали автомобиль желанным приобретением в СССР, экономика которого переживала кризис после перестройки в конце 1980-х годов.
Недорогая, маленькая и легкая в управлении «Ока» полюбилась советской и российской публике в качестве модели начального уровня или как авто для пожилых людей наряду с многими другими небольшими транспортными средствами мировых производителей. Она также была важным средством передвижения для водителей-инвалидов, поскольку, как уже отмечалось выше, СеАЗ оснастил модель рядом вспомогательных приспособлений для вождения.
Кроме того, молодежь, у которой было мало денег на покупку автомобиля, покупала подержанную «Оку» и переделывала ее под свои нужды. Ее можно даже было часто встретить в любительском автоспорте.
На YouTube можно увидеть модифицированные варианты, например, заниженные версии с антикрыльями, придающими автомобилю более спортивный вид, или с внедорожными шинами большого диаметра и увеличенным клиренсом.
Венцом магических модификаций «Оки» является удивительный снегоход. Это уже даже не автомобиль. Российская компания «ТТМ Транспорт», занимающаяся разработкой снегоходов и других транспортных средств, на основе «Оки» построила небольшой снегоход ТТМ-1901 «Беркут».
Решетка радиатора, фары, двери и первая половина кузова взяты от «Оки». Обычно водитель и пассажир снегохода находятся под открытым небом, поэтому это — серьезное улучшение. Оценив это, российская пограничная служба в 2016 году официально приняла на вооружение усовершенствованную модель ТТМ-1901-40 «Беркут-2».
Прямых преемников не было…
ВАЗ-1121 был разработан как преемник «Оки», но из-за финансовых трудностей он так и не был выпущен. Можно попытаться найти преемника и обнаружить «Ладу Калину», которая появилась в 2005 году, но это все же автомобиль сегмента В. Если говорить применительно к Японии, то это то же самое, если бы 660-кубовую Mira заменила 1,3-литровая Charade.
Такова история «Лады Оки», которая напоминает японский мини-автомобиль.