Экономика Украины: в ожидании чуда (Zaxid, Украина)

Нужно быть немного эгоистами и ставить перед собой амбициозные цели

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор называет экономику Украины особенной. По его мнению, чтобы со страной произошло экономическое чудо, нужно создать соответствующие условия. Но иногда кажется, что все сводится к тому, чтобы экономического скачка ни в коем случае не произошло.

Экономика Украины — особенная. Потенциально у нее есть все возможности, для вхождения в перечень ведущих экономик Европы и мира. Но неудачная экономическая политика прочно держит Украину в категории преимущественно сырьевых государств с низким уровнем доходов и скромным объемом ВВП.

Украинская экономика: от кризиса до кризиса

Если кратко очертить путь украинской экономики в эпоху независимости, то можно назвать его дорогой от кризиса к кризису. Как только оказывается, что жизнь постепенно нормализуется и благосостояние граждан улучшается, государство вновь сталкивается с новым кризисом и падением уровня ВВП. И все приходится начинать сначала. Владимир Винниченко когда-то сказал, что «украинскую историю нельзя читать без брома». Это выражение применимо и к украинской экономике за последние тридцать лет.

1990-е годы стали периодом сплошного экономического кризиса и социальных потрясений. Индустриальная мощность УССР в значительной степени была мыльным пузырем. Большинство секторов промышленности были оторванными от внутреннего потребителя и ориентировались на ВПК. В новых условиях рыночных цен на энергоносители громоздкие, энергозатратные, часто устаревшие промышленные предприятия оказались убыточными, а их продукция — никому не нужной. Ситуация усугублялась гиперинфляцией и расцветом теневой экономики. Неуклюжая, хаотичная, часто половинчатая и нерешительная политика власти лишь способствовала кризисным явлениям. Проваленные и неосуществленные экономические реформы девяностых годов еще очень долго будут влиять на жизнь украинцев.

Падение экономики продолжалось с 1990-го по 1999-й год включительно. Рекорд был поставлен в 1994-м, когда ВВП просел почти на двадцать три процента. Во второй половине девяностых ситуация постепенно нормализовалась. Экономический подъем начался только с 2000 года. Тогда, после десятилетнего затяжного периода падения, ВВП вырос почти на шесть процентов.

2000-е годы запомнились украинцам постепенным улучшением уровня жизни и благосостояния. Появилась уверенность в завтрашнем дне. Возможность откладывать заработанные средства. Начали увеличиваться реальные зарплаты и пенсии. Активизировались различные сектора экономики, переориентированные на внутреннее потребление и экспорт преимущественно сырья и полуфабрикатов. Однако уверенный, но не слишком мощный рост экономики 2000-х не мог компенсировать глубину провала 90-х годов. И базировался он на сомнительном сырьевом фундаменте. А в четвертом квартале 2008 года ударил очередной кризис.

В 2009 году экономика Украины продемонстрировала один из рекордных показателей падения в мире — почти пятнадцать процентов. Новый кризис привел к падению курса гривны с пяти до восьми гривен за доллар, уменьшению реальных доходов населения почти на десять процентов, обвалу промышленного производства. Восстановление экономики в 2010-2012 годах было медленным и уже в 2012-м фактически остановилось. А в 2013 году ВВП не вырос совсем.

Агрессия России против Украины вызвала новый экономический кризис 2014 — 2015 годов. За два года ВВП страны сократился на пятнадцать процентов. Курс национальной валюты обвалился более чем в три раза. Реальный доход домохозяйств снизился на тридцать процентов. В 2014-м году годовой уровень потребительской инфляции на Украине составил почти двадцать пять процентов, а в 2015-м — вырос до более чем сорок три процента. Это рекордные цифры, начиная с 1996 года.

Восстановление экономики началось в 2016 году. Однако темпы были ниже, чем ожидалось. Максимальных успехов удалось достичь в 2019-м, когда в отдельных кварталах ВВП рос более чем на четыре процента. Однако затем наметилась тенденция к замедлению. Пандемия коронавируса открыла новую страницу рецессии на Украине. Падение экономики на четыре процента в 2020 году, к счастью, не было рекордным и слишком глубоким. Однако в 2021-м восстановление ВВП проходит менее уверено, чем во многих странах мира. Последние прогнозы мировых аналитических центров и НБУ пессимистичны: Украина не сможет в этом году вернуться к уровню докризисного 2019 года. А нам еще нужно догонять Польшу и другие страны Европы…

На заре независимости многие украинцы поверили в быстрый рост благосостояния после падения коммунистической империи. Но за тридцать лет независимости Украины экономического чуда не произошло. Наоборот, мы по уровню жизни существенно отстали от своих соседей.

Опыт стран, которым удалось

Развитие экономики Украины после восстановления независимости может служить хрестоматийным примером того, чего не стоит делать государствам, которые намерены осуществить экономический прорыв. А вот обобщенный опыт стран, которым удалось подняться до серьезных высот и войти в историю создателями экономического чуда стоит проанализировать.

Рецепт успеха основан на трех элементах: сельском хозяйстве семейного типа, высокотехнологичном производстве, ориентированном на экспорт, и на контроле за финансами, которые направляются, прежде всего, на потребности этих секторов реальной экономики. Это сочетание позволило бедным странам разбогатеть. И наоборот, те государства Юго-Восточной Азии, которые не соблюдали указанной формулы, так и остались в плену бедности.

Там, где в сельском хозяйстве господствуют крупные латифундии и агрохолдинги, аграрный сектор не демонстрирует того уровня эффективности, как в странах, где процветает фермерство. Именно создание условий для превращения большого количества сельского населения в производителей сельхозпродукции послужило фундаментом будущего богатства. Там, где государство не поддерживает собственное промышленное производство, ориентированное на экспорт товаров с добавленной стоимостью, этим охотно будут заниматься транснациональные корпорации. Там, где предпринимателей оставляют в одиночестве и без финансовой поддержки, мощного среднего класса не будет.

Джо Стадвелл, автор книги «Почему Азии удалось», обращает внимание на пагубную привычку развивающихся стран во всем полагаться на советы МВФ. Эти советы, возможно, полезны для государств с высокоразвитой современной экономикой. Но они могут быть вредны для бедных стран. Поскольку в истории не существует примера государств, совершивших экономический рывок, с самого начала исповедующих принципы свободной торговли и полной дерегуляции.

Сначала происходил подъем сельского хозяйства и становление промышленности, способной выходить на мировые рынки с конкурентоспособными товарами. Активное развитие мелкого и среднего фермерства с применением более гибких подходов позволило накопить первоначальный капитал и способствовало занятости населения в сельской местности. Правительства государств «азиатских тигров» поддерживали жесткую экспортную дисциплину и конкуренцию среди многих участников рынка. Банки следовали инструкциям правительства о предоставлении льготных займов лучшим и перспективным индустриальным проектам.

Успешная страна, которая хочет достичь экономических высот, устанавливает контроль за движением капитала, не позволяя ему покинуть пределы государства. Правительство ни в коем случае не ставит интересы потребителей выше стратегических задач развития аграрного сектора и промышленности. Власть, а с ней и финансовые институты соглашались на низкие доходы в краткосрочной перспективе, чтобы построить современную промышленность, способную приносить значительные прибыли в будущем.

Поощрение массового кредитования населения для экономики, которая находится на этапе становления, не слишком привлекательно. При таких условиях банки становятся очень прибыльными. Но промышленность страны остается технологически отсталой. Потому что для нее нет доступных дешевых средств для модернизации. Между тем, сама обрабатывающая промышленность является фундаментом богатства, поскольку обеспечивает увеличивающуюся доходность. Если не делать ставку на нее, то главным экспортным товаром страны становятся сырье, полуфабрикаты, а также трудовые мигранты.

Что не так с Украиной?

Когда речь заходит о причинах низкого уровня жизни и неэффективной экономики на Украине, традиционно все кивают на коррупцию и олигархов. Не будем спорить: эти факторы действительно выполняют свою негативную роль. Но ставить диагноз пациенту, опираясь сугубо на них, было бы слишком поверхностно и упрощенно.

В основе экономических неудач Украины лежит неуклюжая и часто ошибочная политика ее правительств. Власть создала условия, при которых экономический прорыв стал невозможен.

Украинский аграрный сектор за последнее десятилетие демонстрирует хорошие темпы развития. Но это происходит благодаря преимущественному доминированию на рынке крупных агрохолдингов. Бизнес-модель сельского хозяйства на Украине сводится в значительной мере к выращиванию зерновых и технических культур с последующим их экспортом. Крупные производители АПК работают на эффекте масштаба и зарабатывают неплохое состояние. Но средняя арендная плата одного гектара земли на Украине составляет около ста пятидесяти долларов. Тогда как в Польше — почти триста евро, в Болгарии — двести пятьдесят евро, в Нидерландах —восемьсот евро.

Доля сельского хозяйства в ВВП Украины в 2020 году — чуть более девяти процентов. Это значительно больше, чем в соседних странах. В той же Польше она составляет два с половиной процента. Но стоит ли этим гордиться? Более объективный показатель экономической мощи страны сегодня — доля перерабатывающей промышленности. У нас она на уровне десяти процентов.

По данным Министерства экономики, в 2020-м году сорок пять процентов экспорта из Украины приходилось на товары сельского хозяйства. Это преимущественно зерновые культуры, подсолнечное масло, рапс. Еще восемнадцать процентов — на продукцию металлургического комплекса. Однако продажа готового проката черных металлов из Украины неустанно падает. Только в 2020 году она сократился более чем на двадцать процентов. А вот экспорт железной руды вырос на двадцать пять процентов. За последние двадцать лет выручка от продажи железорудного сырья увеличилась в двадцать раз — до 4,4 миллиарда долларов. Из производителя металлопродукции мы эволюционируем в поставщика сырья для металлургии других стран. Такие цифры свидетельствуют о структурном искажении и отсталости экономической системы.

Сырьевая экономика может приносить определенные доходы. Но она не может вывести государство из состояния бедности к богатству. Быть основой экономического чуда и ускоренного развития. С начала независимости Украина выбрала ложный путь. Государство вовсе не занималось поддержкой отраслей и предприятий, которые ориентированы на переработку и изготовление готовой продукции. Тем более, не было и речи о продвижении на мировых рынках украинских производителей с лидерским потенциалом, о захвате определенных ниш и создание собственных транснациональных корпораций. Поэтому у нас нет украинского Samsung, LG, Asus, Acer, Toyota, Lenovo, Huawei. А валюта, которая поступает на Украину после продажи сырья и полуфабрикатов, тратится на покупку импортных потребительских товаров, изготовленных, в частности, из нашего же сырья.

Банковский сектор Украины работает, прежде всего, на государственные заимствования и потребительские кредиты населению. Политика правительства направлена скорее на угнетение украинского производства и стимулирование импорта. К примеру, размер средней таможенной ставки на Украине в 2019 году составил почти шесть процентов. Это показатель ведущих экономик мира. В то же время страны, находящиеся на фазе развития, устанавливают значительно более высокие пошлины и тем самым они защищают собственного производителя. Украина этого не делает. Поэтому наши рынки и магазины завалены товарами из Азии. Неужели мы настолько богаты и состоятельны, что решили дотировать развитие чужих экономик?

Экономическое чудо не случается само собой. Это не случайное стечение обстоятельств. И не подарок высших сил. А последовательная долгосрочная национальная стратегия, направленная на достижение конкретных целей. С четкими приоритетами, налогово-финансовой политикой и поддержкой экспорта товаров и услуг с самой высокой добавленной стоимостью. У нас есть с кого брать пример и есть у кого поучиться. Не нужно придумывать велосипед. Нужно быть немного эгоистами и ставить перед собой амбициозные цели.

 

Обсудить
Рекомендуем