В ходе предвыборной кампании Джо Байден пообещал действовать жестко по отношению к России, хвастаясь, что он «был одним из основателей Трансатлантической комиссии по честности выборов, чтобы дать отпор нападкам России на западные демократии». Вскоре после вступления в должность Байден позвонил Владимиру Путину и, как сформулировал Белый дом, «дал понять, что Соединенные Штаты будут решительно действовать в защиту своих национальных интересов в ответ на действия России, которые причиняют вред нам или нашим союзникам». А в марте Байден пообещал, что Путин «заплатит» за вмешательство России в президентские выборы 2016 года.
Но на посту президента действия Байдена по отношению к Путину и России не всегда являются такими жесткими или бескомпромиссными. Администрация Байдена действительно ввела дополнительные санкции в апреле и заявила о поддержке и увеличении финансирования для Украины. Но даже объявляя о санкциях, Байден поспешил подчеркнуть, что хочет избежать любого серьезного конфликта с Путиным. «Я ясно дал понять президенту Путину, что мы могли бы пойти дальше, но я решил не делать этого, чтобы быть… Я решил действовать соразмерно. США не собираются начинать процесс эскалации и конфликта с Россией. Мы хотим стабильных, предсказуемых отношений…. На протяжении всей долгой истории нашего соперничества наши страны умели находить способы справиться с напряженностью и не дать ей выйти из-под контроля».
И на других фронтах администрация продемонстрировала стремление ослабить напряженность в отношениях с Путиным. Байден почти сразу принял предложение Путина продлить действия Договора СНВ-3 о сокращении стратегических вооружений на пять лет, отказался от возражений США против газопровода «Северный поток — 2», из-за которого Европа становится более зависимой от российского экспорта энергоносителей. Он отказался воздействовать на личные богатства Путина с помощью санкций, увеличил импорт российской нефти в США и отменил строительство нефтепровода «Кистоун» (Keystone). Несмотря на обещание Байдена восстановить альянсы США, лидеры в Европе возмущены различными политическими выпадами Байдена и обвиняют президента в нелояльности к Трансатлантическому альянсу.
А в своем недавнем обращении к Организации Объединенных Наций президент вообще не упомянул Россию.
Ранее в этом месяце заместитель директора Евразийского центра «Атлантического совета» Мелинда Харинг (Melinda Haring) написала, что Соединенными Штатами управляет «администрация, которая явно намерена игнорировать Россию». Игнорирование России — это не то же самое, что действовать жестко по отношению к Путину!
А теперь мы узнаем, что администрация Байдена хотела использовать российские военные базы в Таджикистане и Киргизии в рамках стратегии «загоризонтного» противодействия террористическим угрозам в Афганистане, что ставит контртеррористические операции США в зависимость от сотрудничества с Россией.
Как сообщили официальные лица США, высокопоставленный военный чиновник Пентагона обсудил со своим российским коллегой очевидное предложение президента России Владимира Путина использовать российские военные базы в Центральной Азии для реагирования на любые возникающие террористические угрозы в Афганистане.
По их словам, председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли (Mark Milley) поднял эту тему по просьбе членов Совета национальной безопасности президента Байдена во время своей встречи с начальником Генерального штаба ВС России Валерием Герасимовым, состоявшейся в прошлую среду.
По словам официальных лиц США, во время встречи в Хельсинки генерал Герасимов ничего определенного не сказал. Представитель Кремля от комментариев отказался.
Российские вооруженные силы дислоцируются на 201-й военной базе в Душанбе (Таджикистан), а беспилотные летательные аппараты и вертолеты дислоцируются на авиабазе Кант в Киргизии.
Теоретически использование этих баз вооруженными силами США могло бы оказаться выгодным. Душанбе находится в 450 километрах от Кабула, а Кант — в 1050 километрах от Кабула, при том, что авиабаза Аль-Удейд в Катаре находится почти в 1600 километрах от Кабула.
Но проблема с размещением американских войск на российских военных базах в Таджикистане и Киргизии заключается в том, что это поставило бы контртеррористические операции США в регионе в зависимость от сотрудничества с Россией. Владимир Путин или его преемник смогут в любой момент прекратить сотрудничество, что даст ему значительные рычаги воздействия на способность Америки реагировать на террористические угрозы в Афганистане и прилегающем регионе. Кроме того, проведение контртеррористических операций США с российских баз послужит наилучшей гарантией того, что российская разведка будет знать все, что США будут делать на этих базах.