Впервые в своей истории украинская Рада приняла «антиолигархический» закон. Принятый 23 сентября 279 голосами из 450, этот документ представлен в контексте, омраченном попыткой убийства близкого помощника президента Владимира Зеленского Сергея Шефира. Покушение произошло незадолго до принятия закона. Автомобиль Шефира был изрешечен пулями, а его водитель был серьезно ранен. Стрелявшему удалось бежать. В результате политики и медиасфера начали гадать о возможной связи между нападением и проектом антиолигархического закона. Пока расследование топчется на месте.
Вызвавший споры документ предусматривает создание списка из тринадцати олигархов, имена которых позднее будут обнародованы Советом национальной безопасности и обороны Украины — СНБОУ. Включенные в перечень лица должны будут публично декларировать все свои активы и им будет запрещено финансировать политические партии, встречаться в частном порядке с должностными лицами и участвовать в приватизации. Статус олигарха определяется четырьмя критериями: влияние на средства массовой информации; монополия по крайней мере на одну компанию; участие в политической жизни; состояние свыше 89 миллионов долларов (77 миллионов евро).
Доверие президента
«Нет такой страны в Европе, где олигархи занимали бы столь же доминирующее положение, как на Украине», — говорит экономист Тимоти Гартон Эш, британский неолиберал и специалист по Украине, одной из беднейших стран континента. Архетип олигарха, русскоязычный татарин Ринат Ахметов имеет состояние 7,3 миллиарда долларов, владеет несколькими телевизионными каналами и контролирует большую часть депутатов Рады.
«Олигархи не только интегрированы в систему, они ее сформировали», — говорит Петр Олещук, политолог и профессор Национального университета имени Тараса Шевченко в Киеве. «Они так сильны, что почему-то только 14% украинцев считают, что „антиолигархический" закон улучшит политическую и экономическую ситуацию в Украине». Такой пессимизм украинцы выразили в процессе опроса, проведенного социологической компанией «Градус» и опубликованного 21 сентября.
Через два с половиной года после своего избрания (сменив Петра Порошенко, который сам является олигархом), также небедный президент Владимир Зеленский сейчас восстанавливает доверие к себе, принимая закон, который выполняет его главное предвыборное обещание: полностью побороть на Украине всю коррупцию. Столкнувшись со значительным падением своей популярности, Зеленский, похоже, все же стремится к переизбранию в 2024 году.
Коррупция пока почему-то не уничтожена, но, не дожидаясь ее конца, Владимир Зеленский решил сорвать планы двух ведущих олигархов, которые оказались к тому же его политическими соперниками: Петра Порошенко и Виктора Медведчука. Последний, бизнесмен и близкий друг российского президента Владимира Путина, в начале этого года столкнулся с закрытием двух своих телевизионных каналов и находится под домашним арестом — к большому сожалению Кремля. Миллиардер Игорь Коломойский, который был одним из главных финансовых спонсоров Владимира Зеленского в 2019 году, потерял свой банк, но как-то умудряется сохранять огромное влияние в стране.
Риск произвола
Два других основных олигарха страны, Ринат Ахметов и Виктор Пинчук, по-видимому, все еще поддерживают нормальные отношения с молодым президентом. СМИ, контролируемые этими миллиардерами, не критиковали главу государства после принятия нового закона. Однако украинский президент позаботился о том, чтобы олигархам дали возможность покаяться. «Прежде, чем их внесут в этот специальный список, каждый из них будет иметь возможность отказаться от своего влияния, чтобы избежать официального признания в качестве „олигархов"», — пообещал Владимир Зеленский.
Отсюда и скептицизм некоторых наблюдателей, которые видят в президентском подходе риск популистского произвола. По мнению обозревателя и бизнесмена Сергея Фурсы, закон нацелен на имена вместо того, чтобы вносить необходимые системные изменения. А имена будет выбирать только президент. «Нужно взаимодействие. Но народ уже ценит президента, решившего личной атакой "раскулачить" олигархов и бандитов», — сказал Александр Данилюк, бывший член предвыборного штаба Зеленского в 2019 году, который затем впал в немилость.
Политолог Игорь Петренко, еще более благосклонный к реформаторской инициативе президента, рассматривает ее как спасительный шаг к структурным изменениям. «Это всего лишь один компонент общего пакета антиолигархических законопроектов. Затем наступит черед реформы антимонопольных органов», — поясняет он с надеждой. Преимущество закона заключается в том, что он должен дать четкое определение понятию «олигарх». И публично признать их влияние.