Ярослав Качиньский (Jarosław Kaczyński) выдвинул идею о прокладке канала через Балтийскую косу еще в 1990-х годах. По результатам исторических выборов в июне 1989 года он стал сенатором от Эльблонга, а поэтому до сих пор питает к этому городу теплые чувства и интересуется его проблемами. В концепции как таковой не было ничего нового: о канале размышляли Стефан Баторий, потом Бисмарк и руководство Польской Народной Республики. Однако вывод каждый раз был таким, что расходы превысят потенциальный доход.
Для Качиньского канал стал, однако, символом окончательного преодоления зависимости от России. Речь идет о находящемся под ее контролем Балтийском проливе, через который сейчас проходит единственный маршрут из Калининградского залива в открытое море.
В последние 30 лет россияне показали, что они способны заблокировать в заливе польские корабли. Он делали это несколько раз, но это была лишь политическая демонстрация, поскольку экономическое значение этого водного пространства для обеих стран оставалось незначительным.
Удар по России
Качиньский и его партия видят в строительстве канала путь к обретению полной независимости. В последние годы критиков проекта (экологов или представителей оппозиции) изображали в связанных с «Правом и справедливостью» СМИ практически предателями и агентами Путина. Согласно патетичным тезисам партийной пропаганды, канал на Балтийской косе станет нанесенным по России ударом.
Реальность, однако, выглядит совершенно иначе. На канале сколотят состояние россияне. 90% товарооборота порта в Эльблонге, ради которого в первую очередь и строится канал, приходится на Калининградскую область. Россияне привозят туда на баржах уголь, торф и другое сырье, а вывозят, в частности, строительные материалы.
Когда появится канал, российские бизнесмены смогут привозить в Эльблонг еще больше угля на еще более крупных баржах. Они уже сейчас потирают руки.
Теория о том, что канал — это абсолютно нерентабельная инвестиция, которая никогда не окупится, тоже неверна. Он позволит заработать российским и польским предпринимателям, а также Эльблонгу, который сможет, по всей видимости, нарастить объем перевалки грузов и завязать сотрудничество с другими российскими портами.
Как использовать новые шансы?
Когда инвестиция окупится? Этого никто не знает. Все будет зависеть от того, смогут ли государство, органы местного самоуправления и бизнес использовать шансы на развитие туризма на берегах залива, какие даст появление канала. А они, несомненно, появятся.
Ясно только одно. Канал на много веков изменит пейзаж Балтийской косы, ее береговая линия будет разорвана, а, что за этим следует, нарушится вся экосистема. Стоящая много миллиардов навязчивая идея председателя польской правящей партии таким образом нанесет вред польской природе, позволит заработать российскому бизнесу, а органам местного управления даст шансы на развитие туризма в неопределенном будущем.