Согласно исследованию сухопутных войск США, covid-19 может дать Китаю и России стратегическое преимущество над Соединенными Штатами.
Почему? Потому что авторитарные государства могут выделять ресурсы на разработку и закупку вооружений, а не на борьбу с пандемией.
«Вполне вероятно, что последствия пандемии, в частности, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, распределятся довольно равномерно между США и их главными противниками — Китаем и Россией», — говорится в выводах этого исследования. Тем не менее, хотя общие последствия будут сбалансированы, скорее всего, китайский и российский государственный сектор в плане технологических инвестиций и расходов на оборону, включая модернизацию армии, пострадает меньше, чем в Соединенных Штатах и в западных странах-союзницах».
«Централизация власти в Китае и России, а также внимание к безопасности в ущерб свободе личности позволяет этим противникам США выполнять свои текущие приоритетные задачи, не реагируя на потребности общества и не выделяя ресурсы на общее восстановление», — отмечается в исследовании.
В этом документе, получившем название «Оперативная обстановка (2021-2030 гг.). Соперничество великих держав, кризис и конфликт», исследуются четыре вероятных сценария будущего, с которыми могут столкнуться США, и которые они должны предвидеть. В этих сценариях видное место занимают последствия от covid-19, а также успехи Китая и России в создании военной техники и в разработке новой тактики, где используются слабости США.
Будущее в этих сценариях на период после пандемии разное. Это и сохранение статус-кво в военной сфере, и преимущественное положение, которого добиваются Китай и Россия (в значительной и незначительной степени), и такая перспектива, при которой пандемия дает серьезные преимущества США.
Наиболее вероятный исход состоит в том, что covid-19 даст определенные преимущества и выгоды Китаю и России, но не в той степени, чтобы радикально изменить стратегический баланс. «По нашей оценке, это наиболее вероятный исход пандемии covid-19, — говорится в армейском исследовании. — В нем налицо отклонение от прогнозируемой оперативной обстановки, и предполагается, что последствия пандемии covid-19 будут не такими серьезными и системоизменяющими, как мы сперва опасались. Однако Соединенные Штаты и их западные союзники в меньшей степени способны преодолевать стрессы и потрясения от пандемии по сравнению с централизованными системами Китая и России, где в последние 10 лет ускоряются темпы военной модернизации, в отличие от США».
Такое мышление напоминает аргументы «пушки или масло», которые выдвигались во время Второй мировой и холодной войны. Тогда тоже шли дискуссии о том, имеют ли преимущества над демократиями авторитарные режимы нацистской Германии и Советского Союза, которые уделяли первостепенное внимание военным расходам, а не нуждам потребителей. Кое-кто может усомниться, что приоритет военных потребностей действительно ослабил Советский Союз в его соперничестве с Соединенными Штатами.
Неясно также, действительно ли пандемия covid-19 создаст угрозу авторитарным режимам, чья легитимность зиждется на сохранении видимости компетентности и жесткого контроля. Например, в России смертей от коронавируса больше, чем признает правительство Путина. Кроме того, есть сомнения, что китайская вакцина Sinovac столь же эффективна, как и западные вакцины.
США последние 20 лет ведут борьбу с повстанческими силами в Афганистане и Ираке, у которых не самая передовая военная техника. Из-за этого они пренебрегают теми силами и средствами, которые необходимы, чтобы воевать с крупными и развитыми в техническом отношении державами. Пентагон опасается, что Китай и Россия добились превосходства в таких областях, как дальнобойная артиллерия, оперативно-тактические ракеты, радиоэлектронная борьба, противовоздушная оборона и гиперзвуковые ракеты. «Впервые со времен Второй мировой войны американская армия сталкивается с противником, у которого более совершенная боевая техника», — говорится в армейском исследовании.
В то же время Китай и Россия проводят реформы в своих вооруженных силах, отказываясь от массовых армий, где упор делался на количество. Они создают лучше подготовленные и более маневренные войсковые формирования по западному образцу. Китай применяет искусственный интеллект, повышая эффективность войск на поле боя, а Россия разрабатывает асимметричные способы ведения войны, чтобы выводить противника из строя без единого выстрела. «Среди прочего, она использует политические диверсии с целью подрыва и ослабления вражеского государства и его институтов, экономическую войну, а также активно применяет информационно-психологические операции для оказания давления, дезориентации и манипулирования населением противника», — отмечается в исследовании.
Согласно наиболее вероятному сценарию из доклада сухопутных войск, covid-19 только усилит этот процесс, так как Китай и Россия совершенствуют свои вооруженные силы, а Соединенные Штаты отстают, в то время как Америка сталкивается с климатическими изменениями, которые будут препятствовать ведению боевых действий и распылять войска, поскольку им придется охватывать новые театры, такие как районы Арктики с тающими льдами.
США могут подвергнуться тяжелым испытаниям, поскольку их противники, и особенно Китай, начинают опережать Америку быстрее, чем ожидалось ранее, говорится в исследовании. «Противники уже в 2023 году могут добиться реального превосходства в некоторых ключевых областях, особенно если США затормозят либо отменят разработку запланированных систем вооружений. Кроме того, наши противники осознают свои относительные и, скорее всего, мимолетные преимущества, а это придаст им смелости и дерзости…»
В исследовании сухопутных войск изложены правдоподобные сценарии на будущее, но там также много предположений и допущений. Авторы исходят из того, что Китай и Россия почувствуют слабость Америки и постараются этим воспользоваться. Кроме того, они полагают, что Китай и Россия не завязнут в собственных проблемах, таких как перегретый и неустойчивый китайский рынок недвижимости или вечные трудности российской экономики. И конечно, пандемия covid-19 еще может преподнести немало сюрпризов.
В конечном итоге вопрос будет стоять так: какая система в перспективе окажется более устойчивой и жизнеспособной — демократия или авторитаризм.