Россия использует Сирию для восстановления своего влияния и положения сверхдержавы на международной арене, которое она потеряла после распада Советского Союза в 1991 году. Она работает над усилением своей позиции на дипломатической карте мира, используя свое присутствие и влияние в Сирии в качестве рычага давления на страны Запада и США во время обсуждения спорных вопросов и для того, чтобы добиться международного признания своей глобальной роли.
Именно в этом контексте мы рассматриваем военную и политическую поддержку, оказываемую русскими режиму Асада, особенно после прямого военного вмешательства России в Сирию в 2015 году.
Россия начала военную кампанию в Сирии ради достижения своих региональных и международных стратегических целей, а не ради реализации стремлений сирийцев. Москве пришлось ужесточить контроль над силовыми и военными структурами сирийского режима, чтобы ее военные и политические победы послужили российским интересам и планам, касающихся будущего в регионе.
Россия приложила большие усилия к реструктуризации армии и силовых структур сирийского режима, взяла под контроль обучение и оснащение большинства воинских формирований, а также создала новые подразделения, имеющие к ней непосредственное отношение, чтобы впоследствии полностью контролировать решения сирийской армии.
Российские шаги по доминированию в армии и силовых структурах
Россия работала над расширением своего влияния в военных структурах сирийского режима, привлекая на свою сторону лояльных ей офицеров армии Асада и укрепляя их присутствие на важных позициях. Она также инициировала масштабные кадровые перестановки в правительстве страны и силовых структурах, исключив лиц, связанных с Ираном, в свете конкуренции между Тегераном и Москвой за контроль над военными и силовыми структурами сирийского режима.
В 2018 году Али Абдулла Айюб, ранее занимавший должность начальника Генерального штаба, сменил на посту министра обороны Сирии Фахеда Джасема аль-Фреджа, в результате чего должность начальника Генерального штаба осталась вакантной — прецедент, который не наблюдался в сирийской армии с момента ее создания в 1946 году.
Следует отметить, что глава Национального бюро безопасности генерал-майор Али Мамлюк также получил повышение по требованию русских. Кроме того, кадровые перестановки коснулись Генштаба, 1-го корпуса, военно-воздушных сил, военной разведки и нескольких подразделений противовоздушной обороны.
Россия пытается ограничить влияние вооруженных сил, которые отказываются подчиняться ее требованиям. В основном это касается проиранских милиций, а именно 4-ой дивизии, возглавляемой Махером Асадом. Несколько раз сообщалось об эскалации конфликта между российскими военными и Махером Асадом после того, как он проигнорировал требования Москвы о выводе бойцов 4-ой дивизии из опорных пунктов вблизи портов Тартус и Латакия, а также с контрольно-пропускных пунктов на границе с Ливаном, Ираком и Иорданией.
Россия также прилагает большие усилия, чтобы контролировать ситуацию с проиранскими милициями. Она включает их в регулярные войска сирийского режима, пытаясь ослабить растущее влияние Ирана, и занимается роспуском проиранских группировок, как, например, «Национальных сил обороны».
Москва расширяет свое влияние в секторе призыва с целью привлечь молодых сирийцев в ряды созданных и недавно восстановленных подразделений, таких как 4-й, 6-й и 5-й корпуса, которые считаются российскими вооруженными силами в Сирии. Несколько бригад, поддерживаемых Россией, были созданы с позволения Министерства обороны Сирии. Они оснащены передовой техникой и вооружением.
Согласно отчету, опубликованному Strategy Watch в 2018 году, Россия осуществила ряд мер по усилению надзора за процессом реструктуризации сирийской армии, включая следующие:
— Реорганизация Отдела организации и управления Департамента по делам офицеров, который получил новое название Департамент людских ресурсов.
— Взятие под контроль сектора призыва путем создания Департамента для государственной воинской повинности. Главой был назначен генерал-майор Сами Махал, главная цель которого — пресекать попытки 4-ой дивизии и иранских милиций вербовать «молодежь для примирения».
— Перестройка 1-й танковой дивизии под командованием генерал-майора Зухаира Асада.
— Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации утвержден план реструктуризации 3-й дивизии и других бронетанковых дивизий.
— Объединение «Национальных сил обороны» с 4-м штурмовым корпусом.
— Внесение изменений в МВД и службы безопасности.
— Усиление российского контроля над ВВС и ПВО.
Важность контроля над военными структурами
Россия стремилась совместить боевые действия с активным поиском политического урегулирования. После того, как ей удалось стабилизировать позиции сирийского режима и предотвратить его военное падение, она начала работать над преобразованием своего военного веса в политический, чтобы продвигать собственное видение и подход к сирийскому досье.
Установление контроля над военными и силовыми структурами сирийского режима, а также их реструктуризация, по-видимому, соответствовало российскому видению политического решения. Это согласуется с неустанными попытками России подтолкнуть Запад к признанию ее военных и политических достижений и способности добиться долгосрочной стабильности в Сирии. Благодаря влиянию на процесс принятия политических и военных решений, она сможет упрочить свое дипломатическое присутствие на региональной и международной аренах.
С другой стороны, важность реструктуризации армии и доминирования русских в военных и силовых структурах связана с характером российского присутствия в Сирии. Россия старалась как можно реже использовать свою армию в Сирии, сделав вместо этого ставку на военные структуры и службы безопасности режима Асада, чтобы снизить стоимость участия в сирийской войне и избежать попадания в «сирийское болото». Она также пыталась заблокировать путь активным игрокам, особенно Ирану, который борется с Россией за влияние в Сирии.
Препятствия и трудности
Россия сталкивается со множеством препятствий и трудностей, самыми важными из которых являются: слабость военных и силовых структур, а также их низкий технический и организационный уровень.
В исследовании под названием «Развитие сирийских вооруженных сил: основные тенденции и проблемы», подготовленном Российским советом по международным делам (РСМД), говорится: «Сирийским вооруженным силам недостает дисциплины, централизации, технической и организационной модернизации, авторитета, и их нельзя назвать настоящей армией».
Ирано-российское противостояние постепенно выходит на новые уровни. Оно является хорошим предлогом для укрепления позиций России в военных и силовых структурах сирийского режима, но в то же время оно препятствует ее усилиям по реструктуризации сирийской армии. Хотя страны продолжают координацию и сотрудничество в Сирии, количество их разногласий заметно возросло.
Следует также отметить, что позиция сирийского режима представляет собой реальное препятствие для реализации «колониалистских» амбиций России. Режим Асада выступает против поддержки Россией некоторых сирийских деятелей, а также он недоволен ее попытками расширить свое влияние в военных и силовых структурах страны. Это, естественно, повлияло на отношения России и режима Асада. Кроме того, сирийский режим полагается на своего иранского союзника, чтобы уравновесить давление России, и принимает контрмеры в ответ на ее действия.
В конце концов, несмотря на все вышесказанное, Россия смогла расширить свой контроль над военными и силовыми структурами сирийского режима, что позволило ей контролировать и направлять их решения в соответствии со своим стратегическим видением.