Я практически перестала покупать одежду. Когда живешь в России, это не обязательно. Тут почти все можно залатать и починить.
На фуршете по поводу книжной выставки-ярмарки в Гётеборге я встала слишком близко к горящей свечке. В мгновение ока она прожгла в моей любимой кофте большую дыру. Воняло ужасно. Да и кофта выглядела теперь совершенно кошмарно.
И тут я вспомнила про швею Галину. Про ее волшебство. В ее руках разорванные конные бриджи моей дочери стали как новые. Отвратительная дыра в ее пуховике скрылась под заплаткой, которую без увеличительного стекла почти и не разглядишь.
Нужно хотя бы показать свою кофту Галине, подумала я.
Вернувшись домой, я взяла самокат и отправилась к «Дому быта». Такие учреждения есть во всех российских городах. В первую очередь там обычно чинят одежду и обувь.
Галина осмотрела вещь и сказала:
«Зашить эту дырку не получится. Но если вас устроит, могу сделать заплатку такого же цвета».
Я даже не спросила, что это будет за заплатка и из какого материала. Ведь делать ее будет Галина, а значит, результат может быть только прекрасным.
В России так мастерски все чинят и используют вещи повторно благодаря советскому прошлому. И это существует бок о бок с безграничным материализмом, который, в свою очередь — ответная реакция на бедность при социализме.
Помимо одежды, обуви и часов в нашем «Доме быта» ремонтируют также сумки и рюкзаки. Но обувь и рюкзаки я несу не к Галине. Их я отдаю сапожнику Сергею, чья мастерская расположилась напротив нашего дома.
А еще на нашей улице есть огромное множество маленьких мастерских, где принимают вышедшую из строя электронику: компьютеры, телефоны, планшеты. Я уже чинила свои планшет, телефон и ноутбук у длинноволосых молодых людей, которые, похоже, могут поправить все, что угодно. Кроме того, они работают невероятно быстро. Редко приходится ждать дольше суток, и цены у них более чем доступные.
В Швеции и других скандинавских странах мы хорошо сортируем мусор, но мы многое выбрасываем вместо того, чтобы чинить. Все потому, что часто починка обходится нам примерно в такую же сумму, как покупка новой вещи. У нас в этой области нет развитой экономической системы, а стоило бы обзавестись. Россия показала мне, насколько безумна наша культура потребления.
Несколько лет назад я сидела в отеле в Архангельске и работала на ноутбуке. Он исправно работал до 11 вечера, после чего вдруг выключился. Я позвонила мастеру, номер которого нашла в интернете.
«Приходите в мастерскую завтра в семь утра», — сказал он.
Мой самолет улетал в 11 утра. Без пяти семь я уже была у двери мастерской, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу. Мастер пришел только через час. Он уселся за стол, где в беспорядке валялись материнские платы, провода и части вскрытых и почивших уже компьютеров, взял мой ноутбук и поколдовал над ним где-то с час. Ноутбук заработал. Правда, он порекомендовал мне сменить аккумулятор.
А что же с моей прожженной кофтой? Теперь на ней есть небольшая симпатичная заплатка, которая придает ей индивидуальности.