Роль России в европейском газовом кризисе должна стать тревожным сигналом для всех тех, кто склонен преуменьшать угрозу со стороны ревизионистского режима Владимира Путина. Отрицать реальность российского энергетического шантажа становится все труднее, и Европейский союз все чаще призывают снизить свою зависимость от России и пересмотреть отношения с Москвой.
В обращении к Европейскому парламенту в Страсбурге 20 октября президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен предупредила, что Европейский союз «уязвим», поскольку 90% своего газа на сегодняшний момент он импортирует, причем значительную его часть из России. «Сегодня Европа слишком зависит от газа и особенно его импорта», — заявила председатель Комиссии с прозрачным намеком на Россию.
В тот же день в нашумевшем интервью сопредседатель немецкой партии «Зеленых» Анналена Бербок обвинила Москву в «игре в покер» с европейскими поставками газа и призвала Германию противостоять давлению Кремля по сертификации спорного газопровода «Северный поток — 2». «Мы не позволим России нас шантажировать», — прокомментировала Бербок, чья партия ведет трехсторонние коалиционные переговоры по формированию следующего правительства Германии.
Аналогичные настроения звучат и в Молдавии, где недавно избранному проевропейскому правительству грозит прекращение поставок российского газа: Москва давит, чтобы ослабить связи с Европейским союзом. В своем выступлении на Би-би-си 26 октября бывший советник президента Молдавии Серджиу Тофилат заявил, что Кремль таким образом «карает» молдаван за то, что они проголосовали против пророссийской партии. «Владимир Путин пытается удержать страны бывшего СССР в зоне влияния Кремля. Мы не хотим вставать перед Москвой на колени. И скажем нет российскому шантажу», — заявил он.
В этих откровенных комментариях отразилось растущее беспокойство, что Кремль воспользуется энергией в качестве геополитического оружия, — критики «Северного потока — 2» предупреждают об этом уже нескольких лет. Это говорит и о том, что европейские политики с опозданием признают реальность враждебной России.
Путин стоит на пороге стратегического переворота, пытаясь заручиться одобрением надзорных органов, чтобы начать поставки природного газа в Германию напрямую по новому газопроводу. Таким образом Москва получит беспрецедентные рычаги влияния на энергетические рынки континента. И российский лидер уже показал, чем это чревато.
Строительство «Северного потока — 2» завершено, но официальное разрешение на запуск еще не получено из-за судебных исков по антимонопольным вопросам, соображениям национальной безопасности и защите окружающей среды. Конгресс США и большинство лидеров ЕС считают «Северный поток — 2» геополитическим оружием, замаскированным под экономический проект, но доселе газопровод успешно преодолевал сопротивление благодаря совпадению интересов немецких деловых кругов и российского влияния.
Собственность России на проект «Северный поток — 2» через дочернюю компанию «Газпрома» противоречит правилам ЕС и может навредить сертификации. Чтобы не ждать вердикта, Путин взял дело в свои руки. С лета 2021 года Россия отказывается удовлетворять растущий спрос на газ в Европе. Это привело к серьезной нехватке предложения, рекордному росту цен и беспрецедентному истощению запасов в хранилищах перед зимним отопительным сезоном.
Вопреки призывам вмешаться и облегчить газовый кризис в Европе, Путин и другие кремлевские чиновники отмели предложения нарастить поставки через украинскую транзитную сеть. Вместо этого они открыто заявили, что кризис смягчит лишь своевременная сертификация «Северного потока — 2». Критики опасаются, что, если этот шантаж сработает и трубопровод будет быстро одобрен вопреки правилам Германии и ЕС, Путин ужесточит контроль над поставками газа в Европу и подорвет основанные на правилах принципы энергетических рынков континента.
Важно отметить, что сертификация «Северного потока — 2» также позволит России полностью обойти украинскую газотранспортную систему. Противники «Северного потока — 2» давно утверждают, что основная цель экономически неоправданного трубопровода — устранить зависимость России от украинской газотранспортной сети, чтобы развязать Кремлю руки в гибридной войне против Украины. Последние газовые игры Путина должны служить предупреждением всем лидерам ЕС о российской угрозе и напомнить им, что перед Украиной по-прежнему стоит серьезная опасность.
Конфликт между Россией и Украиной разразился в 2014 году после свержения прокремлевского президента Виктора Януковича. За последние семь лет Россия оккупировала Крым и значительную часть Донбасса на востоке Украины, где украинские и кремлевские силы ведут кровавые бои в патовой ситуации на 400-километровой линии фронта.
Мириться с утратой Украины Россия по-прежнему не собирается — об этом свидетельствуют воинственные статьи самого Путина и бывшего президента Дмитрия Медведева. Нет сомнений в том, что Москва намерена вернуть Украину на кремлевскую орбиту.
Надвигающаяся российская угроза должна придать новый импульс шаткой программе внутренних реформ. С 2014 года украинские власти пытаются восстановить потрепанные вооруженные силы страны и никак не обуздают коррупцию в судебной системе, СМИ, большой политике и государственных учреждениях.
Все попытки добиться прорыва в реформах неизбежно блокируются мощным альянсом олигархического и российского влияния. И у тех, и у других есть корыстный интерес, чтобы Украина оставалась как можно более коррумпированной и дисфункциональной. Но теперь, когда Россия готова отрезать Украину от Европы энергетически, усилия по борьбе с коррупцией стали приоритетом национальной безопасности. Без реформ Украина не сможет вступить ни в ЕС, ни в НАТО.
Из-за неприкрытого энергетического шантажа Путина все больше и больше европейцев считают Россию враждебным соседом. Теперь им предстоит действовать решительно, чтобы защитить свои страны и отстоять свои ценности.
В краткосрочной перспективе это подразумевает не только неукоснительное соблюдение энергетических правил ЕС в отношении путинского трубопровода, но и одновременные с США санкции в ответ на газовый шантаж. Заглядывая в будущее, Европе следует подумать о том, чтобы полностью пересмотреть отношения с Москвой и тем снизить свою уязвимость для враждебных действий России.
На карту поставлено будущее Европы. Россия хочет, чтобы прав был сильнейший, а самой быть выше всех правил. Это категорически неприемлемо и представляет собой прямой вызов основным принципам Европейского союза.
Дайан Фрэнсис — старший научный сотрудник Евразийского центра Атлантического совета, главный редактор канадской газеты The National Post, автор десяти книг и информационного бюллетеня по Америке