Muropaketti (Финляндия): «Купе № 6» — шедевр на пять звезд и заслуженный кандидат от Финляндии на «Оскар»

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
За окном проносится ледяная русская зима, но в этом финском фильме много тепла, больших и частично невысказанных чувств и юмора. «Купе № 6» — реалистичная драма, настроение после просмотра которой не может не подняться, уверен рецензент. Фильм получил в Каннах Гран-при и стал кандидатом от Финляндии на «Оскар». Он уже идет в кинотеатрах Москвы.

Уже в 2016 году режиссер Юхо Куосманен (Juho Kuosmanen) доказал своей дебютной работой о легендарном боксере Олли Мяки (Olli Mäki), что в Финляндии есть великолепные кинематографисты кроме Аки Каурисмяки (Aki Kaurismäki).

«Улыбающийся человек», или, как название адаптировали для иностранных зрителей, «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (The Happiest Day in the Life of Olli Mäki) стал первым финским фильмом, победившим в программе Каннского фестиваля «Особый взгляд». Это был своего рода отечественный фильм, но «Купе № 6» — нечто другое. Это еще более успешная режиссерская работа, маленький шедевр, который поместил в купе поезда целый мир.

 

В июле фильм «Купе № 6» заслуженно получил в Каннах Гран-при, вторую по значимости награду фестиваля. «Купе № 6» разделил награду с фильмом «Герой» (A Heron) иранца Асгара Фархади. Также «Купе № 6» стал кандидатом от Финляндии на «Оскар». Сначала киноработе нужно будет войти в шорт-лист лучших иностранных фильмов, претендующих на «Оскар», из которого уже выберут непосредственных номинантов в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

В Америке дистрибьютором фильма стала компания Sony Pictures Classics, что дает ему дополнительные очки. Однако маркетинговая компания и известный партнер не так важны, поскольку история фильма — универсальная драма, несмотря на необычных героев. Фильм искусно избегает клише повествований о человеческих отношениях. Благодаря замечательной визуальной составляющей и умелым актерам, такой простой сюжет очень цепляет.

Фильм «Купе № 6» был снят по одноименной книге Розы Ликсом (Rosa Liksom). Согласно сюжету, финская студентка кафедры археологии Лаура (Сейди Хаарла, Seidi Haarla) отправляется на поезде через замерзшую Россию в Мурманск, чтобы посмотреть петроглифы. Ее попутчиком, к сожалению, становится шахтер Лёха (Юрий Борисов) чуть моложе нее. Поначалу он производит впечатление хама и пьяницы, который ничего не слышал о хороших манерах. За два дня пути между двумя абсолютно разными людьми вырастает дружба — с капелькой романтики.

За окном проносится ледяная русская зима, но в фильме Куосманена много тепла, больших и частично невысказанных чувств и юмора. «Купе № 6» — реалистичная драма, настроение после просмотра которой не может не подняться. Фильм поднимает настроение еще больше после повторного просмотра — и тема дружеских отношений звучит еще сильнее.

Фильм не является полной адаптацией книги Ликсом. События переносятся из 80-х в середину 90-х, в те времена, когда мобильных телефонов еще не было. Лёха в фильме значительно моложе, чем в книге, и не кажется настолько пугающим.

В Москве Лаура гостит у своей подруги постарше Ирины (Дирана Друкарова), круг общения которой состоит из интеллектуалов, художников и академиков. К поездке в Мурманск Лауру подталкивает Ирина, которая хочет от нее отделаться. По дороге Лаура пару раз звонит Ирине и убеждается, что та по ней вовсе не скучает.

Лаура и Лёха постепенно сближаются. Для этого понадобилась, в числе прочего, остановка в маленьком городке, в котором попутчики всю ночь выпивают с «бабушкой» Лёхи.

Мужчина на первый взгляд кажется хамом. Тем не менее, он начинает дуться как маленький ребенок, когда в купе на мгновение заходит финский музыкант, с которым у Лауры в принципе должно было быть больше общего. Неудачное знакомство с подлым соотечественником заставляет Лауру начать ценить честность Лёхи, которая сначала вовсе не кажется его определяющей чертой.

Режиссер Юхо Куосманен и сценограф Кари Канкаанпяя (Kari Kankaanpää) отправляют зрителя в 1990-е годы, в поезд, запахи которого почти можно почувствовать. Холод пробирается внутрь, вагоны грохочут по рельсам.

Операторская работа Яни-Петтери Пасси (Jani-Petteri Passi) делает атмосферу более достоверной — с помощью камеры мы словно попадаем в прошлое. Камера показывает персонажей крупным планом, мы знакомимся с уставшими от поездки героями со всеми их недостатками — и в то же время не чувствуем себя в тесном купе лишними.

«Купе № 6» сравнивают с работой Ричарда Линклейтера (Richard Linklater) «Перед рассветом» (Before Sunrise), первой частью трилогии «Перед» (Before). В обоих фильмах два человека из разных стран встречаются в поезде, сближаются и находят общий язык — хотя по стилю фильмы очень сильно различаются.

Сценарий «Перед рассветом» кажется довольно реалистичным, но на самом деле подобные встречи на одну ночь происходят нечасто. Бесконечный диалог может быть вполне естественным для молодого остроумного американца и француженки-экстраверта. Опыт и встречи с носителями другой культуры, которые происходили в 1990-х годах, все же больше похожи на то, что изображено в фильме «Купе № 6».

Фильм Куосманена — маленький шедевр, в котором уместны все детали. Нельзя забывать и о прекрасных исполнителях главных ролей, а также о решении поместить события в конец одной эпохи, в последние мгновения существования мира, опирающегося на аналоговую технику. Сейчас благодаря телефону у каждого из нас есть возможность быть в чьей-то компании и при желании отгородиться от окружающей действительности. Без настоящего одиночества знакомство с попутчиком, пожалуй, перестало быть обязательным или неизбежным.

Обсудить
Рекомендуем