wPolityce (Польша): гибридная война с Россией. Ни Польша, ни Запад не проводят наступательной политики, которая была бы адекватным ответом на российскую агрессию

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор пишет о гибридной войне между Россией и Западом. Западные страны пока только обороняются, не предпринимая наступательных действий, но в современной ситуации их для победы недостаточно. Автор предлагает свой рецепт победы над Россией, который позволит ослабить ее и заставит пойти на соглашение на западных условиях.

Россия уже не первый год ведет гибридную войну с Западом, стремясь заставить США отказаться от военного присутствия в Центральной и Западной Европе, а также ослабить как Евросоюз в целом, так и его отдельных членов. Примером такой политики служит, например, нацеленная на дестабилизацию Испании поддержка Россией идеи независимости Каталонии. Раз Москва старается расколоть такую отдаленную от нее в географическом плане и, казалось бы, не имеющую значения в контексте ее геополитических интересов страну, то Польша тем более становится целью разведывательной активности, которая направлена на расшатывание польского государства и ограничения его свободы действий на внутри- и внешнеполитической арене.

Использовать мигрантов-мусульман для дестабилизации членов ЕС, а в особенности Польши, ей было тем проще, что ей помогала в этом деятельность наших оппозиционных партий и СМИ. В этом плане Россия видит в нашей стране слабое звено коллективного Запада, которое можно довольно легко ослабить посредством воздействия изнутри и извне и ввергнуть в состояние внутреннего конфликта.

Реакция на гибридную войну сводится к оборонительным действиям: закрытию границы и защите ее от проникновения нелегальных мигрантов. Ни Польша, ни так называемый Запад, по сути, не проводят никакой наступательной политики, которая была бы адекватным ответом на российскую гибридную агрессию. Для адекватного ответа требуется выявить главные слабые места России, воздействие на которые могло бы подточить потенциал российского государства и склонить его отказаться от агрессивных действий.

До сих пор к таким шагам обращались лишь США, а Евросоюз демонстрировал практически полную пассивность. Исключением были страны Балтии и Польша, которые старались помочь сохранить суверенитет или политическую независимость Украине и Белоруссии. Однако их активность не носила характера направленной против России гибридной войны.

В современной ситуации оборонительных действий для сдерживания российской гибридной агрессии становится мало, тем более что обострение американо-китайского конфликта создаст в долгосрочной перспективе благоприятную конъюнктуру для российской политики. Для эффективного сдерживания России не только Вашингтону, но и членам ЕС, а в первую очередь Польше, потребуется заново осмыслить, какие цели она перед собой ставит. Основой новой стратегии должно стать выявление российских слабых мест, что позволит задать направление западного гибридного наступления.

Сейчас основным козырем в политике России, помимо ее армии, выступают энергоресурсы, цены на которые благодаря крайне эффективной политике поставщиков, достигли на мировых рынках небывалых высот. Москва получила средства на проведение агрессивной внешней политики и укрепление своей позиции. Однако относительно скоро, если произойдет зеленая революция, европейская и мировая энергетика переориентируются на возобновляемые источники и атомную энергетику, а также начнется разработка новых месторождений (в первую очередь газовых) за пределами России, этот козырь может превратиться в потенциальную ахиллесову пяту. Россияне прогнозируют, что после 2034 года их нефтедобывающая промышленность сможет покрыть лишь внутренние потребности страны. Революция в энергетике, сопровождающаяся истощением доступных рентабельных месторождений, лишит Москву важнейшего источника доходов, которые сейчас идут на укрепление российского потенциала. Именно поэтому было так важно заблокировать «Северный поток — 2» как источник средств, позволяющих финансировать российскую армию.

Вторым направлением американской гибридной войны, помимо поддержки украинской независимости, была политика содействия демократическим движениям на территории России. Прежде всего она была адресована российским элитам и не дала ожидаемых результатов, а лишь подтолкнула Москву к антиамериканским шагам. На фоне конфликта с китайцами американцы будут готовы отказаться от этой стратегии — даже в обмен на незначительные уступки с российской стороны.

Реальное и потенциально таящее в себе наибольшую опасность слабое место России — это ее демографическая ситуация. Несмотря на потребовавшие больших финансовых вливаний попытки остановить падение рождаемости, она пребывает в состоянии глубокого демографического кризиса, который приобретает масштабы катастрофы. Остроту проблемы несколько смягчает тот факт, что Западная Европа находится в таком же положении, однако, перспективы российского государства выглядят особенно тревожно, поскольку оно граничит с Китаем, имеющим самое большое население в мире, и с динамично развивающимися в демографическом плане странами Средней Азии, кроме того, в самой России увеличивается доля мусульман.

Предотвратить последствия демографического кризиса не поможет даже ослабление коллективного Запада при помощи потока мусульманской миграции, которую при поддержке Белоруссии Москва направила в ЕС. События, конечно, могут принять разный оборот, а россияне стараются предпринимать всевозможные более или менее эффективные шаги, стараясь предотвратить катастрофу. Этому служила, в частности, демографическая программа Путина от 2008 года, позволившая повысить рождаемость. Сейчас такая политика уже исчерпала свой потенциал, и детей снова стало рождаться меньше.

Россия, если учесть размер ее территории, имеет слишком мало жителей, чтобы, как она хочет, выступать одним из важнейших центров мировой силы. Главной угрозой для ее будущего становится снижение рождаемости. На этот процесс накладывается тенденция к повышению доли мусульман в составе населения российского государства. Они еще не стали фактором, который угрожает его стабильности, но конфликт между быстро увеличивающимся мусульманским сообществом и русским большинством нарастает.

Роль своего рода «элиты» среди мусульман стало играть чеченское меньшинство, обладающее хорошей организацией, старающееся организовать других мусульман и склонное добиваться реализации своих интересов силой. Общественный конфликт обостряется, хотя его стараются затушевать при помощи сотрудничества руководства Чеченской республики с президентом Путиным. Россиянам приходится откупаться от нее щедрыми дотациями, а также допуском чеченцев во властные структуры.

Уже сейчас доля мусульман в российской армии составляет треть, и их позиция будет укрепляться. Чеченское меньшинство имеет сильное представительство в МВД, что дает ему возможность оказывать влияние не только на властные структуры, но также на общественную и экономическую жизнь россиян.

Следует отметить, что чеченцы лояльны в первую очередь руководителю собственной республики. Усиление потока мусульманской миграции в Россию лишь укрепит их положение, что рано или поздно приведет к обострению конфликта с русским населением. В ближайшее десятилетие это может стать основным дестабилизирующими фактором, поэтому поддержка иммиграции мусульман в РФ усилила бы расшатывающие это государство тренды.

Помимо обострения конфликта между мусульманами и русскими, есть еще одна проблема: сокращение рабочей силы на рынке труда. Российское общество стремительно стареет, и для сохранения экономического роста понадобится приток работников. Однако экономические мигранты-мусульмане не обладают квалификациями, необходимыми в современной экономике, а, кроме того, они придают российским городам все более азиатский характер. В связи с этим Путин предпринимает шаги, нацеленные не только на то, чтобы привлечь русскоязычных работников с постсоветского пространства, но и склонить вернуться с Запада около 500 тысяч российских эмигрантов.

Дефицит рабочей силы становится главной угрозой для экономического развития. Одновременно в России все лучше осознают, что пора остановить своего рода «возвращение Ермака из Сибири», то есть дерусификацию ее огромной территории. В Сибирском регионе и на Дальнем Востоке решили построить несколько больших городов, чтобы сохранить и усилить там русское присутствие. В дальнейшей перспективе сокращение русского населения может поставить под угрозу их принадлежность к российскому государству.

Стагнация в экономике и развитие цифровых технологий ведут к тому, что россияне, в первую очередь молодежь, все меньше доверяют путинской команде. В ней уже не видят силу, которая способна реализовать общественные и экономические чаяния народа. Проводившиеся несколько лет назад опросы показывали, что большинство людей младше 30 лет хотели бы уехать на Запад. И это касается образованной части общества.

Открытие российских границ и возможность эмиграции может стать исключительно сильным ударом по великодержавным и имперским планам российской правящей команды. Из-за недостатка людей не удастся переломить тенденцию к дерусификации Сибири и подстегнуть процессы развития экономики, а отъезд нескольких сотен тысяч (и это еще по самым скромным оценкам) россиян серьезно ослабит российский экономический потенциал. Отток квалифицированной рабочей силы представляет угрозу для дальнейшего роста, без тех работников, которые хотят эмигрировать, Россия не сможет стать развитым государством. Если Запад впустит российских иммигрантов, это может возыметь те же эффекты, что приезд на работу в Польшу и другие страны ЕС украинцев, который имел решающее воздействие на смену этим народом цивилизационных ориентиров. Такие действия позволят гораздо эффективнее укрепить прозападные и демократические настроения россиян, чем все предпринимавшиеся ранее шаги, нацеленные на формирование в России демократической культуры.

Самым действенным инструментом, который бы запустил волну иммиграции, стала бы отмена Евросоюзом виз для россиян, чтобы молодые и образованные представители российского общества получили возможность уехать из своей страны. После парламентских выборов, результаты которых были очевидным образом фальсифицированы, чувство безысходности и эмиграционные настроения в России нарастают, сейчас они стали, несомненно, сильнее, чем пару лет назад.

Если Запад откроет двери перед российскими иммигрантами, Евросоюз (прежде всего Германия, но также и другие его члены) решит проблему с дефицитом рабочей силы, при этом избавив себя от рисков, которые связаны с наплывом мусульман. Приток квалифицированных молодых работников из России смягчит сложную ситуацию на рынке труда, а одновременно ослабит наступательные возможности российского государства, ведь Запад, дав добро на приезд россиян, окажет воздействие на военный потенциал РФ. Иммиграция не только усугубит кризисную ситуацию в демографической сфере, но и осложнит процесс пополнения рядов армии. Последний фактор не имеет решающего значения в контексте российских военных возможностей, но свою роль он все равно играет.

Часто можно услышать аргумент, что россиян впускать нельзя, поскольку в Польшу и другие страны Запада могут проникнуть российские агенты. Однако их деятельности визы отнюдь не мешают, тогда как для остальной части российского общества они служат помехой. Одновременно отмена визового режима вступила бы в противоречие с официальной российской риторикой о враждебности Запада и ослабила бы доверие к правящей команде. Безвизовый режим посещения Польши жителями Калининградской области, действие которого приостановило правительство «Права и справедливости» (PiS), способствовал тому, что в этом регионе возросли оппозиционные настроения.

Удар по демографической сфере может стать наиболее эффективным ответом коллективного Запада на гибридную войну, которую развязала против него Россия. Демография — главное слабое место российского государства, поэтому такая стратегия позволит быстрее, чем в перспективе нескольких десятилетий, ослабить его и заставить отказаться от агрессивных действий в отношении западных стран. Ослабление Москвы как посредством сокращения закупок ее энергоресурсов, так и приглашения эмигрантов, создаст условия для принуждения россиян к соглашению на западных, а не на их собственных условиях. Тем самым мы предотвратим или, по крайней мере, снизим угрозы, которые путинская Россия создает в первую очередь для Восточно-Центральной Европы, в том числе Польши, стран Балтии, а также Украины. Российскую гибридную войну можно остановить только при помощи наступательных действий.

Обсудить
Рекомендуем