Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Долгая подготовка и отсутствие ясности в преддверии встречи президентов США и Турции как нельзя лучше демонстрируют отношение Белого дома к турецкому руководству, считает автор. По его мнению, даже тот факт, что лидеры вместо запланированных 20 минут общались больше часа, говорит о том, что между странами существует множество противоречий.
Некоторое время сохранялась неопределенность относительно того, где состоится встреча Байдена и Эрдогана. В итоге лидеры встретились на саммите G20 в Риме.
Прежде всего следует отметить, что даже отсутствие ясности в вопросе о том, где и когда пройдет встреча, демонстрировало отношение американского руководства к администрации Эрдогана. Сначала официальный представитель Белого дома Псаки (Psaki) заявила: «Мы работаем над последними штрихами программы Байдена. Сейчас много предположений». Затем советник по национальной безопасности Салливан (Sullivan) сказал: «Полагаю, президент встретится с президентом Турции в Глазго. Я не могу подтвердить это, но на данный момент ожидания таковы». Затем последовало заявление Эрдогана на обратном пути из Азербайджана: «Скорее всего, наша встреча пройдет не в Риме, а в Глазго».
Таким образом, позиция администрации США, до последнего момента сохранявшей неопределенность и демонстрировавшей нежелание относительно этой встречи, на самом деле имела смысл как часть позиции по «настройке» отношений. Что касается Эрдогана, то он, как известно, очень ждал возможности встретиться с Байденом, ведь в последнее время турецкий президент постепенно теряет силу, и ему нужно укрепить имидж «сильного лидера». Именно поэтому в предыдущей статье в этой колонке «Эрдоган — Байден: в Риме не получилось, в Глазго, дай-то бог!» (Erdoğan — Biden: Roma olmadı, Glasgow inş cnm ya!) мы также обращали внимание на позицию американского руководства, которое связывало встречу Эрдогана с Байденом с принятием шагов по урегулированию проблем и до последней минуты сохраняло интригу.
С другой стороны, тот факт, что встреча Байдена и Эрдогана, которая, как ранее объявлялось, должна была продлиться 20 минут, продолжалась более часа, указывает на серьезность проблем в отношениях между двумя странами и множество тем для обсуждения.
Однако, несмотря на это, в ходе 70-минутной встречи, в которой также приняли участие министр иностранных дел Турции Чавушоглу (Çavuşoğlu) и госсекретарь США Блинкен (Blinken), не предполагалось, что стороны урегулируют нерешенные проблемы, такие как приобретение Турцией системы противовоздушной обороны С-400 у России и положение Турции в НАТО. Продолжается и торг, связанный с модернизацией F-16, стоящих на вооружении Турции, и приобретением новых F-16, после исключения Турции из программы истребителей F-35. Сотрудничество США с сирийскими курдами (Партией «Демократический союз» (PYD) / «Демократическими силами Сирии» (SDG)) и возможная военная операция Турции, а также кризис, возникший после заявления послов ряда стран об освобождении Османа Кавалы (Osman Kavala) — все эти вопросы также не были решены.
Тот факт, что в официальном заявлении Белого дома после встречи присутствует фраза «создание совместного механизма для устранения проблем в отношениях между двумя странами и развития сотрудничества», показывает, что эта встреча была посвящена не столько решению проблем, сколько выработке алгоритмов решения.
Акцент на «формировании совместных механизмом» в то же время объясняет позицию администрации Байдена относительно разрешения противоречий посредством двусторонних встреч на уровне лидеров, чему Эрдоган придает большое значение для поддержания имиджа «мирового лидера», и желания турецкого лидера развивать «личные отношения», как это было ранее в эпоху Трампа.
Тем не менее в заявлении США с упором на «альянс НАТО и стратегическое партнерство» отмечалось, что на этой встрече также обсуждались события в Ливии и Восточном Средиземноморье, на Южном Кавказе и в Афганистане, что на самом деле демонстрирует потребность американского империализма в Турции и его ожидания от администрации Эрдогана. Ведь в борьбе за господство, продолжающейся во многих частях мира, таких как Ближний Восток, Восточное Средиземноморье, Балканы, Центральная Европа, Черное море, Кавказ, Индо-Тихоокеанский регион, США и НАТО рассматривают Россию в качестве «ближней угрозы», а Китай — в качестве «растущей угрозы», и для успеха в этой борьбе администрацию Эрдогана заставляют открыто обозначить позицию.
Заявление администрации Эрдогана о том, что «встреча прошла в очень позитивной атмосфере», на самом деле следует трактовать следующим образом: президент Турции, переживающий трудные времена, нуждается в признании со стороны США и Байдена.
Между тем следует отметить, что за этой встречей внимательно следила Россия, сделавшая на днях важное заявление после применения Украиной в Донбассе ударных БПЛА, приобретенных у Турции. Москва выступила с призывом к тем, кто вооружает киевский режим, хорошенько подумать. Российская сторона также нарастила воздушные операции в Сирии как против «Хайят Тахрир аш-Шам»*, так и в отношении сил Свободной сирийской армии, поддерживаемых Турцией. В этой связи шаги, которые будут предприниматься в соответствии с ожиданиями США, судя по всему, неизбежно вызовут напряженность в отношениях с Россией и сузят администрации Эрдогана простор для действий в регионе.
До этой встречи в публикациях со ссылкой на источники Белого дома сообщалось, что Байден передаст Эрдогану сигнал, что «поспешные действия не пойдут на пользу отношениям между двух стран», и напомнит об ожиданиях США. Так и произошло. Поэтому встречу Эрдоган — Байден было бы реалистичнее охарактеризовать не как саммит, позволивший решить проблемы между Анкарой и Вашингтоном, а как встречу, на которой администрация Байдена «настроила» администрацию Эрдогана на решение этих проблем на основе собственных политических интересов.
Эта встреча в очередной раз показала, что, для того чтобы сорвать расчеты империалистов и их пособников — реакционеров, создать независимую демократическую страну и жить в мире в регионе, другого выхода, кроме сплоченной борьбы народов Турции, нет. Более того, выступить единым фронтом нужно как против тех, кто занимается настройкой, так и против тех, кого пытаются настраивать.
* Террористическая организация, запрещенная в России.