Polskie Radio (Польша): Лукашенко отдает долги, Москва выступает гарантом его пребывания у власти

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия и Белоруссия утвердили 28 союзных программ в разных областях. Минск больше всего волнует энергетика, Россию — интеграция в военной сфере, и наконец ей удалось добиться утверждения совместной военной доктрины, говорит польский эксперт. Он очень встревожен обновленной концепцией миграционной политики соседей.
Интервью с сотрудницей Польского института международных отношений (PISM) Анной Марией Дынер (Anna Maria Dyner).
Polskie Radio: Из-за восточной границы поступают тревожные известия об углублении интеграции России и Белоруссии. На последнем заседании Высшего государственного Совета Союзного государства Путин и Лукашенко подписали интеграционный декрет, утверждающий 28 интеграционных программ. Что означает очередной шаг в рамках процесса сближения двух стран?
Анна Мария Дынер: Краткое объявление о 28 союзных программах появилось уже в сентябре, когда их одобрили Путин и Лукашенко, а потом подписали премьер-министры Михаил Мишустин и Роман Головченко. Эти программы предусматривают жесткое регулирование многих сфер и касаются, в первую очередь, фискальной политики, валютного рынка, доступа к финансовым услугам, а также, в частности, мер, направленных на борьбу с отмыванием денег.
Большое значение имеет тема гармонизации таможенного и налогового законодательства. Появится специальный Комитет Союзного государства по налоговым вопросам. Это пункт, по которому у белорусской стороны были возражения, он выступал яблоком раздора в ходе продолжавшихся почти три года переговоров. Белоруссия опасалась, что ей фактически придется принимать российские налоговые решения. Учитывая, насколько отличается потенциал экономик двух стран, можно предположить, что так и произойдет. Вряд ли Россия решит принять белорусские нормы. Понадобится унифицировать законодательство и судебную систему, это очень важно с точки зрения экономической интеграции.
Минск придает большое значение энергетике. Появилось заявление, что «до 1 декабря 2023 года» будет создан единый рынок газа. Стороны подчеркивают, что газовые ставки для Белоруссии на 2022 год уже утверждены. Белорусы будут платить столько же, сколько в текущем году, то есть цена окажется гораздо ниже рыночной. Белоруссию волнуют планы по созданию единого рынка нефти и нефтепродуктов, а также электроэнергии, в том числе соглашения по развитию атомной энергетики. Это любопытный момент, поскольку примерно в то же самое время планируется внедрять программу по созданию общего рынка энергоресурсов в Евразийском экономическом союзе. Белоруссия была решительно настроена на то, чтобы гарантировать себе выгодные цены на углеводороды, поскольку Минск зарабатывал на продаже нефтепродуктов.
Союзные программы касаются в том числе маркировки происхождения товаров, введения общих фитосанитарных и ветеринарных норм. На первый взгляд это напоминает решения, работающие в Евросоюзе, но можно предположить, что все дело в стремлении Кремля заставить Белоруссию отказаться от реэкспорта продуктов (например, из стран ЕС), на которые Россия ввела эмбарго.
  1. 1
    Китайцы о военной доктрине России и Белоруссии: великан воскреснет! Украина там не испугалась?
  2. 2
    БЕЛТА: Путин и Лукашенко подписали декрет Союзного государства
  3. 3
    FP: Европе нужно быть готовой к возможным провокациям России — жертвы неизбежны
Дьявол укроется в деталях, о многих согласованных пунктах интеграции мы узнаем лишь тогда, когда за ними будут стоять конкретные правовые нормы. В связи с этим пока сложно оценить, какое воплощение в реальности найдут все эти документы, какое воздействие они окажут на экономику двух стран. Можно задаться вопросом, не застопорится ли внедрение тех пунктов, которые кажутся неудобными Белоруссии.
— Москва и Минск утвердили также новую военную доктрину.
— Утверждение новой доктрины — очень важный шаг в процессе военной интеграции. Она еще потребует подписания. Можно ожидать, что в качестве основного противника в ней будет фигурировать НАТО. Существующая доктрина действует с декабря 2001 года, то есть она уже сильно устарела по стандартам документов такого рода. В 2018 году россияне стремились подписать новую версию, но Белоруссия заблокировала процесс. Сейчас мы видим, что Москва настойчиво требует углубления военной интеграции. Проявлением этого служат многочисленные учения и появившийся в марте план сотрудничества в военной сфере на ближайшие пять лет. Ранее говорилось, что военная сфера в «дорожных картах» интеграции отсутствует, однако, ее не отодвинули на второй план, а, напротив, включили в список приоритетов.
— Стороны обновили также концепцию миграционной политики.
— Этот документ призван служить фундаментом для создания общего миграционного пространства России и Белоруссии. Его появление связано с многочисленными проблемами и нарастающим миграционным давлением, которое провоцируют в том числе изменения климата. Свою роль играет также, несомненно, ситуация, связанная с кризисом на границе Белоруссии с Польшей, ЕС и НАТО. Содержание концепции еще не обнародовали, так что нам пока известны лишь основные цели и намерения ее авторов.
— Минск и Кремль принимают большинство решений в тайне, не сообщая, чему были посвящены переговоры, что было на них решено. Специфика отношений между Путиным и Лукашенко такова, что остается вопросом, какая часть договоренностей будет реализована. Неизвестно также, что именно из секретных соглашений в данный момент претворяется в жизнь. Мы видим, однако, что Путин торопит Минск. Он хочет показать, что с пути интеграции уже не свернуть, и собирается полностью поглотить Белоруссию, окончательно подчинить ее себе в еще большей степени. Это очень тревожно.
— Полагаю, формально поглотить Белоруссию Россия не стремится, Москве удобнее иметь рядом страну, которая полностью от нее зависит, но официально остается сувереном. Кремль старается вести процесс интеграции так, чтобы это не несло в себе рисков появления международных санкций в его отношении. Можно, однако, добавить, что упомянутые интеграционные документы будут внедряться в течение двух ближайших лет, переговоры на тему очередных шагов продолжаются.
— То есть Россия сильнее привяжет Белоруссию к себе, шаг за шагом подчинив ее, но постарается избежать при этом введения западных санкций. Зависимость Минска от Москвы в последнее время действительно усилилась.
— Определенно. Это соответствует интересам России. Минск расплачивается с Кремлем по прошлогодним долгам. Москва стала основным гарантом того, что Лукашенко останется у власти.
— Тревожно выглядят регулярные консультации Лукашенко и Путина. Они проводят длящиеся по несколько часов переговоры с глазу на глаз, после которых появляются лишь лаконичные заявления. Сейчас они разговаривали полтора часа. Телеграм-канал «Пул Первого», связанный с пресс-службой Лукашенко, сообщил, что отдельно обсуждалась тема ситуации на границе Белоруссии. Кремль отрицает причастность к событиям в приграничном регионе, но логика событий подталкивает к иным выводам.
— Кремль также отрицал причастность к операции в Крыму. Когда Путин говорит, что россияне не имеют никакого отношения к той или иной ситуации, все чаще появляются основания в этом сомневаться.
— Значит, переговоры Путина и Лукашенко о событиях на границе могут предвещать новые проблемы. Благодарю за беседу.
Обсудить
Рекомендуем