Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия заявила о развороте к декарбонизации, но пока это всего лишь разговоры, пишет автор Les Echos. Для Москвы газ остается важным внешнеполитическим инструментом, а разгорающееся между углеводородными гигантами соперничество вносит сумятицу в и без того беспокойный рынок.
На конференции по климату в Глазго позиция России была очень расплывчатой. Российское руководство наконец-то поставило перед собой цель обеспечить углеродную нейтральность российской экономики, но в разгар ценового кризиса на газ нефтяные гиганты вносят сумятицу.
После резкого роста цен на газ и очередного политического и энергетического кризиса между Европой и Россией напряженность, похоже, спала. Но «осторожно! Что касается газа, давление может вновь усилиться…», — с иронией отмечают в европейском деловом сообществе в Москве. Российские власти и «Газпром» играют в умиротворение.
Держа руку на пульсе, Владимир Путин приказал газовому гиганту увеличить поставки в страны Евросоюза, после того как национальные хранилища будут заполнены. «Надо создать более благоприятную ситуацию», — подчеркнул президент. При этом европейцы все еще подозревают Москву в организации шантажа в отношении цен с целью получить разрешение на запуск нового газопровода «Северный поток — 2» между Россией и Германией.
- 1Читатели Daily Express о нехватке газа: зря мы пинали Россию — сами напросились
- 2FT: Польша извлекает уроки из опыта Молдавии. Но не те
- 3Tygodnik Solidarność: Польша возомнила себя альтернативным газовым хабом
- 4Bloomberg: Россию подозревают в попытке «зажать» газ, чтобы облегчить регистрацию «Северного потока — 2»
Давление со стороны предпринимателей
Действия российских властей продиктованы давлением со стороны деловых кругов, а не гражданского общества. Столкнувшись с угрозой введения углеродного налога и стандартов ESG, металлурги особенно беспокоятся об экспорте в Европу. Россия до сих пор полагалась на бескрайние леса Сибири, поглощающие CO2, ведь каждое четвертое дерево на планете растет на российской территории. Самые оптимистичные из либералов в Москве наоборот надеются на промышленное преобразование и окончание зависимости от углеводородов.
Тем не менее для российских энергетических гигантов приоритетом остаются газ и нефть. «Что касается Европы, мы выполняем свои договорные обязательства», — сказал президент «Газпрома» Виктор Зубков во время недавнего Евразийского форума в Вероне. Компания и другие российские энергетические лидеры выбрали это место не случайно: организаторы конференции, Италия и банк Intesa, выступают за лидерство в сближении с Россией. Российское послание, отправленное из центра старой Европы, ясно: газ, доля которого в мировом энергобалансе увеличится с 23% до 27% к 2050 году, является надежной и экологически чистой энергией; а «Северный поток — 2» с объемом 55 миллиардов кубометров в год будет способствовать восстановлению после пандемии и гарантировать долгосрочные поставки.
Для России газ — оружие
Однако глава «Новатэка» Леонид Михельсон предупредил: цены упадут, но не вернутся к уровню 2019 года. Второй российский газовый гигант обеспокоен слишком высокими ценами, которые могут снизить спрос. Этот риск влияет на высокую на сегодняшний день прибыльность завода по сжижению газа, построенного вместе с компанией Total в Арктике, и их будущего мегапроекта в регионе. 70% стоимости строительства второго завода Леонид Михельсон хочет оплатить силами акционеров. Но одних заявлений недостаточно, без западных технологий реализация проекта невозможна, потому что российский сектор находится в трудном положении. В то же время, стремясь избежать дорогостоящего китайского финансирования, «Новатэк», несмотря на санкции, предлагает Европе поучаствовать в инвестировании.
Русские постоянно указывают Европе на ее ошибки: отказ от долгосрочных контрактов; зависимость от волатильных спотовых рынков и спекулянтов; недостаточную емкость хранилищ; разочарование по поводу американского газа… Все эти факторы способствовали росту цен. На Веронском форуме российские лидеры энергетики говорили также о недостатках возобновляемых источников энергии. Как заявили в «Газпроме», эта «утопия» подпитывается популистскими лозунгами.
Игорь Сечин, глава нефтяной компании «Роснефть», объясняет, что финансовая и экологическая стоимость обновления ветровой и солнечной инфраструктуры угрожает их будущему. Хвастаясь своими «экологичными» месторождениями в Сибири, глава холдинга предупредил: недостаточные инвестиции в нефтяной сектор приведут к дефициту и росту цен. «Роснефть» тоже в тупике. Она хочет продавать свой газ в Европу через «Северный поток — 2», что лишает «Газпром» экспортной монополии. Начинается новый этап соперничества между российскими углеводородными гигантами.