Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Немецкий регулятор Bundesnetzagentur (BNetzA) приостановил сертификацию оператора газопровода «Северный поток-2» — компании Nord Stream 2 AG, которая на 100% принадлежит российскому «Газпрому». При этом накануне BNetzA допустил к процессу сертификации НАК «Нафтогаз Украины». «Апостроф» разбирался, что происходит вокруг «газопровода Путина» и сможет ли Украина его заблокировать.
Немецкий регулятор Bundesnetzagentur (BNetzA) 16 ноября приостановил сертификацию компании Nord Stream 2 AG как независимого оператора скандального газопровода «Северный поток-2», по которому российский газ должен поставляться в Европу в обход нашей страны.
Согласно пресс-релизу регулятора, возобновление процесса сертификации станет возможным только после того, как компания войдет в юридическое поле Германии. Сообщается, что Nord Stream 2 AG решила создать в Германии дочернюю компанию, которая станет владельцем и оператором только немецкого участка газопровода.
На это сообщение уже отреагировал глава НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко. По его словам, создание компании на территории Германии является очередным юридическим трюком «Газпрома». «Это — насмешка над европейскими правилами. Это не соответствует ни духу, ни букве европейского законодательства по сертификации газопроводов», — написал он в Facebook.
При этом Витренко призвал США ввести санкции против новой компании, создаваемой «Газпромом». «Эти новые санкции должны действовать по крайней мере, до тех пор, пока РФ не перестанет использовать газ как оружие и начнет действовать в соответствии с европейскими правилами», — заявил он.
Накануне глава НАК также сообщил в Facebook, что «Нафтогаз» допустили к участию в процессе сертификации оператора «Северного потока-2». «Мы готовы предоставить свои аргументы, почему Nord Stream 2 AG не может быть сертифицирован без его полного соответствия европейскому энергетическому законодательству… BNetzA может принимать решение о сертификации оператора „Северного потока-2" до 8 января 2022 года. Мы надеемся, что наши аргументы в этом процессе будут услышаны и учтены», — сказал Витренко.
Оператор временно недоступен
Российский «Газпром» сообщил о завершении строительства «Северного потока —2» еще в сентябре, и тогда же подал заявку на его сертификацию. Помимо сертификации собственно газопровода необходима также сертификация его оператора, которым является «дочка» «Газпрома» — компания Nord Stream 2 AG.
Участие третьих сторон в процесс сертификации операторов газопроводов на территории Германии предусмотрено законодательством этой страны, так как речь идет о решении, которое может в «значительной мере» затронуть их интересы. Соответственно, к процессу сертификации также допустили польскую нефтегазовую компанию PGNiG. Можно надеяться, что она будет действовать согласованно с «Нафтогазом», учитывая то, что Польша также категорически выступает против запуска «Северного потока-2».
В процессе сертификации оператора предстоит выяснить, насколько компания Nord Stream 2 AG, которая зарегистрирована в Швейцарии, отвечает нормам законодательства ЕС, отметил в разговоре с «Апострофом» президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар.
«Мы, и не только мы, но, например, также Польша, видим здесь несоответствие, — сказал эксперт. — Эта компания не может быть оператором „Северного потока-2", потому что нарушается принцип анбандлинга — оператор должен быть полностью независимым, тогда как эта компания на 100% принадлежит „Газпрому". Именно такой будет аргументация с нашей стороны и с польской стороны».
Но пока сертификация остановлена и без участия Украины и Польши, хотя, судя по информации немецкого оператора, речь идет, скорее, о технических моментах, а не о принципиальной позиции.
Российско-немецкое ускорение
Проект решения немецкого регулятора, у которого, как было сказано выше, есть время для его подготовки до начала января, должна одобрить Европейская комиссия. При этом весь процесс сертификации может занять более восьми месяцев.
Правда, такой вариант не устраивает Россию, которая планировала начать поставки по «Северному потоку-2» до конца текущего года. Именно с намерением ускорить процесс сертификации газопровода многие эксперты связывают действия «Газпрома», который отказывается обеспечивать заявки европейских контрагентов на поставки дополнительных объемов газа, в том числе по украинской газотранспортной системе. В результате таких действий в Европе образовался дефицит газа, что привело к беспрецедентному росту цен на топливо.
А такая ситуация создает соблазн как можно быстрее провести сертификацию скандального газопровода, как этого добивается Россия.
Ускорить процедуру сертификации хотят и в Германии. Однако, как отметил Михаил Гончар, в ФРГ нет единого мнения по этому проекту. В частности, у «Зеленых», которые могут войти в новое коалиционное правительство после недавних парламентских выборов, достаточно сдержанная позиция по «Северному потому-2».
«Но, когда правительство, наконец, сформируется, и при этом если ситуация на газовом рынке ЕС останется турбулентной, не исключено, что может произойти форсирование процесса», — сказал Гончар.
Эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский также считает, что процесс сертификации будет идти ускоренными темпами.
«Это связано с тем, что Германия приняла новую концепцию реформирования энергетики, которая, в том числе, предполагает увеличение более чем в два раза мощности газовой генерации. Германия в этом (запуске в эксплуатацию „Северного потока-2") заинтересована, а потому, думаю, процесс будет идти достаточно быстро», — сказал он в комментарии изданию.
Главное — ввязаться в процесс
Но сможет ли участие НАК «Нафтогаз Украины» в сертификации оператора «Северного потока-2» внести коррективы в этот процесс?
По словам директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, сам факт допуска Украины к процессу сертификации является позитивным моментом, так как появится возможность не только донести свою позицию, но и отслеживать корректность соблюдения всех процедур, а также законодательства ЕС и положений нашего соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Кроме того, считает он, участие в процессе «Нафтогаза» повышает шансы на принятие взвешенного решения.
«Есть возможность войти в процесс, и этой возможностью нужно воспользоваться», — соглашается Михаил Гончар.
Другое дело, что даже аргументированная позиция Украины и Польши может не изменить решение немецкого регулятора, который, что называется, просто «примет информацию к сведению».
Валентин Землянский считает, что именно так и будет: «Украина может донести свою позицию до высокой комиссии, но у нас нет права вето. Поэтому, я думаю, все закончится (для Украины) ничем».
Впрочем, даже неблагоприятное для Украины решение будет иметь смысл, убежден Михаил Гончар.
«Даже в случае отклонения наших аргументов, это дает основания для обращения в судебные органы Европейского Союза. Тогда откроется „ящик Пандоры", и спокойной жизни у этого проекта не будет», — заявил эксперт.
«Пиррова победа»
Не стоит также забывать, что свое слово в вопросе сертификации должна сказать Европейская комиссия, в которой представлены мнения разных стран, в том числе тех, которые выступают против запуска «Северного потока-2».
«Это будет лобби на лобби — внутриевропейская политическая игра», — говорит Валентин Землянский.
Михаил Гончар, в свою очередь, отмечает, что в Европе наконец-то «прозрели» и поняли, что Россия занимается откровенным шантажом, используя газ в качестве оружия, а потому Еврокомиссия, скорее всего, не будет форсировать события.
«В последнее время звучат требования, чтобы все процедуры были соблюдены, и, если для этого понадобятся восемь месяцев, значит, пусть будет восемь месяцев», — сказал эксперт.
Таким образом, вполне возможно, что процедура сертификации «Северного потока-2», а, значит, и начала его физической эксплуатации, может затянуться. В том числе, благодаря позиции, которую озвучит Украина.
Кроме того, есть большие шансы на то, что Кремль не получит полный контроль над своей же «трубой», поскольку это противоречило бы европейскому антимонопольному законодательству.
«У меня прогноз следующий: газопровод будет сертифицирован, но в усеченном режиме. „Газпрому" позволят транспортировать по нему 50% мощности — то есть 27,5 миллиарда кубометров из 55 миллиардов (годовая проектная мощность газопровода — „Апостроф"), а оставшиеся 50% обяжут предоставить независимым поставщикам», — говорит Владимир Омельченко.